Ёжик в тумане, или «Хоббит: туда и обратно».

На 4-й встречи мы разыгрывали участие в конференции "Искусство разработки курсов" (Москва), Победителем розыгрыша приглашения на конференцию стала Черныш Елена. И вот пролетело время и сама конференция, а впечатления остались. (взято из - http://pg-lms.com/yozhik-v-tumane-ili-hobbit-tuda-i-obratno/)

Все началось 21 ноября. Спасибо всем, кто не пришел на четвертую неформальную встречу elearning-специалистов, тем самым увеличив мои шансы на выигрыш. Генератор случайных числе не подвел и со второй попытки попал в десятку – мой номер. Вот так без лишних хлопот я выиграла бесплатное участие в конференции «Искусство разработки курсов», которая прошла 9 декабря в Москве. Пользуясь случаем, выражаю благодарность Марине Литвиновой, которая организовала розыгрыш бесплатного приглашения на конференцию. Организаторы – компания «eLearning center» (Елена Тихомирова) и Websoft. Детально о конференции здесь. Елена обещала выложить подробный отчет в своем блоге.
Конференция проводилась в формате демонстрации тех курсов, которые были отобраны для участия в конкурсе на лучший е-курс. Предварительно всем участникам конференции был дан доступ к просмотру и оцениванию этих курсов. Собственно, возможность посмотреть лучшие чужие работы – это самое ценное для меня как для разработчика курсов. К сожалению, организаторы довольно поздно разослали доступ к курсам, поэтому заранее я успела просмотреть только 6 из 15. Тем интереснее было на самой конференции.
Я решила рискнуть и поехать в Москву на 1 день без ночевки автобусом. Сейчас это самый дешевый вариант, но не самый удобный, увы. Все началось с того, что я опоздала на автобус. Я купила билет через интернет, мой рейс отменили, а меня предупредить забыли. Хорошо, что предыдущий рейс ушел всего 40 минут назад, и я догнала автобус на Лесной. Итак, ура – я таки еду. Настроение подняли водители автобуса (кстати, украинский экипаж): они включили кино. Да не простое, а про отдых русских в Турции. Толстые тролли, однако.
Дальше была граница. Так сложилось, что наши пограничники собирают паспорта, и люди ждут в автобусе. А вот на русской границе необходимо выйти с вещами (ладно я с маленьким ранцем, а были бабушки с тремя сумками), постоять подождать, пока кто-нибудь из погранцов допьет кофе, докурит бамбук и соизволит всех пропустить через паспортный контроль. В общем, нашу границу мы прошли минут за 30, а русскую – за час с небольшим. Водители сказали, что нам несказанно повезло. Действительно, в автобусе народу было человек 20, не больше.
Приехала я в стольный град в 6 утра в Южное Бутово. Думаю, все в курсе, какая слава закреплена за этим приятным местом. Хорошо хоть не холодно было – всего минус 3. И вот тут я столкнулась с проблемой – а где бы позавтракать? Возле автостанции продавали только пирожки с неизвестным содержимым, и я приняла ответственное решение ехать сразу к месту проведения конференции, это почти в центре, наверняка там будет МакДональдс или другой общепит.
Я не первый раз была в Москве, и метро не шокировало меня, как раньше. Перроны в два раза длиннее. Переходов в 5-6 раз больше. Станций в 10 … или в 20 раз больше? В общем много. Самое главное – у них нет рекламы в метро. От слова «совсем».
Центральные станции помпезные, хотя выглядят мрачновато. Новые станции, по крайней мере на моей ветке, выглядят как «Святошино» и «Нивки». Навигация в этом подземном лабиринте достойна похвалы – яркие знаки на русском и английском, карты метро на каждом углу, стрелки, названия. Не заблудишься. Вот такую навигацию нужно делать в курсах J Но о навигации в курсах – позже.
Конференция проходила в гостинице в одной остановке от Кольцевой линии – это почти центр. Вышла я на станции «Динамо». Темно, возле станции стройка – реконструируют стадион. Поток машин уже приличный, хотя время только 7:00. Никто из прохожих не знает, где здесь рядом можно поесть в такое время. Пришлось идти гулять наобум.
Гостиницу «Аэростар», в которой проводилась конференция, я нашла легко – организаторы разослали подробное описание проезда/прохода. Вот только кафе при гостинице начинает работать с 9:00. И пошла я гулять дальше. Долго ли, коротко ли, наслаждаясь зарождающимся рассветом, догуляла я до «Ашана», который, о чудо, открывался в 8:30. Все остальные кафе, мимо которых я проходила, обещали открыться не раньше девяти. «Ашан» спас от голода и холода гостью из ближнего зарубежья. Спасибо приветливому персоналу, подсказали горячий завтрак – порционный пирог «Киш». Аналогичный рецепт – здесь под номером 2.

Подкрепившись, я вернулась в «Аэростар», где уже начали собираться участники конференции. Получила свой блокнот HR-специалиста с рекламой деятельности компаний-организаторов и полезными советами, а также программу мероприятия. Осталось ждать совсем недолго. А пока можно подкрепиться чаем и печеньками.
Пару слов о локации. Зал был довольно небольшой, стулья стояли плотными рядами. Поэтому, чтобы увидеть нижнюю часть экрана, нужно было активно ёрзать или привставать. Что было крайне полезно, ведь конференция длилась не один час, и можно было кое-что себе отсидеть.
К 10:00 зал заполнился полностью, собралось около 60 человек. Слово взяла Елена Тихомирова. Мне было крайне любопытно посмотреть вживую на человека, которого я слушала на вебинарах вот уже четвертый, если не пятый год. В кедах, джинсах и рубашке, невысокого роста, такой себе «живчик», Елена предпочла гарнитуру, а не обычный микрофон, чтобы оставить руки свободными. Активная жестикуляция, отлично поставленный голос, периодические паузы, которые предназначены для того, чтобы каждый слушатель молча успел подумать и ответить на поставленный вопрос. Таким образом, Елена сделала все, чтобы эмоционально вовлечь всех присутствующих – это именно то, к чему нужно стремиться в любых курсах, очных и дистанционных. Послушав такой мотивирующий спич, захотелось резко подскочить и что-то лихорадочно делать. Не важно, на какую именно тему говорит Елена, это всегда очень живо, довольно громко, зажигающе и вдохновляюще.
Пару слов о теме выступления Елены. Она открыла конференцию размышлением на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Перед конференцией был проведен опрос – что вы считаете наиболее важным в хорошем курсе и что скорее всего сделает курс плохим? Здесь речь идет о подаче материала, о навигации, о графике, о наличии и количестве практикумов. Результаты опроса выложены здесь. Одновременно все участники конференции написали на стикерах свое мнение о хорошем и плохом курсе и наклеили их на два флип-чарта. Елена бегло зачитала стикеры, и все пришли к общему знаменателю, что результаты опроса совпадают с мнением находящихся в зале специалистов. Оно и не удивительно – опрос, результаты которого представляла Елена, проводился как раз среди elearning-специалистов. Елена вскользь обронила очень интересную мысль – а неплохо бы провести аналогичный опрос среди пользователей. Ведь мы все более-менее чему-то учились в области построения курсов, поэтому у всех есть представление, сформированное не только личным опытом, но и мнением признанных авторитетов в области разработки курсов. И это уже определенного рода профессиональная деформация, которая мешает поверхностной оценке курса. Мы сразу сравниваем курс с тем, как должно быть в идеале, как написано в книгах, а пользователи не знают этого идеала, он им не нужен. Поэтому логично ожидать, что результат аналогичного опроса среди пользователей, абсолютно не знакомых с теорией проектирования курсов, даст другие результаты. Я являюсь подрядчиком в разработке курсов, поэтому «своих» пользователей у меня нет, и не на ком провести такой опрос. Запасаюсь поп-корном и с нетерпением жду отчета о подобном эксперименте от коллег из корпоративного сектора.
Следом за ней выступал эксперт по юзабилити интерфейсов. Юзабилити – это не только удобство, но и эффективность работы пользователя. Т.е. сколько времени и усилий он затратит на выполнение того или иного действия. Юзабельный курс:
  • можно пройти до конца (результативность),
  • на каждое действие тратится минимум времени, для достижения цели выполняется минимум действий (эффективность),
  • пользователь доволен, у него не возникает ассоциации электронного курса с чем-то сложным, тяжелым, непонятным, снижающим самооценку.
Далее с небольшими перерывами шли секции о структурировании материала, о навигации и о месте практики в курсах. В каждой секции было небольшое вступление модератора, а затем по 3-4 реальных курса. Курс транслировался на большой экран, а автор попутно рассказывал, что и зачем здесь сделано. Лично мне безумно понравился курс «Формирование команд» от компании «Магнит», построенный в виде игры с элементами теории. Все задания сверстаны разными типами интерактивностей, кое-где материал подается через видео-ролики – очень живо, нестандартно и по-настоящему полезно.



Краткое резюме по каждой секции.
Структура теории = ПДО:
  • проблематика
  • дидактика
  • отработка.
Новинка сезона – использование соревнований внутри курса. Здесь необходим функционал, подтягивающий из СДО имена сотрудников, их баллы и прогресс обучения. Нам представили реализацию в связке CourseLab + WebTutor. Выглядело может и не очень эффектно с точки зрения графики, но безумно интересно с точки зрения интерактивности и соревновательного эффекта.
Навигация хорошая, если отвечает на 4 вопроса:
1. Где я?
2. Как пройти дальше?
3. Что там будет?
4. Где конец?

Практика в курсе должна отвечать таким критериям:
  • давать пользователю внутреннее ощущение, может или не может он сам выполнить требуемую операцию,
  • большое количество попыток (мы говорим о практике, а не о тестировании),
  • обратная связь на оба варианта действий (правильный и неправильный ответ),
  • отложенная обратная связь (в конце модуля или даже в начале следующего модуля).

Я бы не сказала, что все представленные на конференции курсы произвели на меня сильное впечатление, а некоторые вызвали откровенное непонимание. Но на вкус и цвет все фломастеры разные. Например, курс от компании Лукойл (выполнен SRC Мультимедиа), конечно, сорвал овации, но ведь это уже был не совсем обычный курс, а полноценная игра, выполненная на уникальном движке. Зато мне очень понравился курс по документообороту в ФНС – крайне простое оформление, зато очень качественный текст. Автор жутко удивилась, что ее курс выделили на фоне остальных. Похоже, она слишком часто работает с тяжелой документацией и занижает сложность процесса переработки безумных инструкций в адекватный текст.
Кстати, хочу отметить, что если 3-4 года назад большинство курсов создавалось в CourseLab, то теперь значительно больше конкурсных работ выполнено в редакторе Storyline. Конечно, они ведь намного привлекательнее визуально, да и функционала хватает для большинства поставленных задач. Печально, что мало кто работает в Captivate (сейчас всего один курс был, так почему бы мне не исправить эту оплошность в следующем году?)
В перерыве в зале для фуршета представитель компании Websoft рассказал о новой версии редактора курсов CourseLab3.0 и показал, как реализованы примеры интерактивностей. Презентация прошла немного скомкано из-за проблем с микрофоном. В зале было довольно шумно, поэтому послушать докладчика смогли только человек 10. Для любителей CourseLab хорошая новость – теперь интерактивы drag-n-drop создаются как отдельные объекты в привычном интерфейсе с кучей закладок и параметров. Любители других инструментов для верстки вполне могут проигнорировать эту новость.
Предпоследняя секция конференции была посвящена тестированию как таковому, независимо от курсов. Спикер – Алексей Корольков из компании Websoft, занимающейся разработкой ПО для e-learning’а – поделился статистикой, которую ему предоставили его клиенты, использующие СДО WebTutor. Как оказалось, тестов в СДО загружено в 5 (пять!!!) раз больше, чем курсов. При этом подавляющее большинство тестов не валидны. Какой анализ был проведен:
1. Сколько процентов сотрудников проходят тест, какой получается средний балл – оказалось, что все сотрудники проходят большинство тестов на балл более 90%. Вывод: тест делается так, чтобы он заведомо был пройден всеми сотрудниками во избежание «наказания».
2. Первый пункт является следствием второго: авторы тестов не утруждают себя придумыванием дистракторов (неправильных вариантов ответа). Хорошие дистракторы должны быть логичны и похожи на правду. Тем не менее, анализ выявил, что в основном дистракторы очевидно ошибочные, нелогичные или вообще абсурдные. Более хитрый анализ показал еще одну особенность: правильный ответ зачастую либо самый длинный, либо самый короткий. В этом случае пользователям даже не нужно читать вопрос и варианты ответов. Это J или L — смотря как вы относитесь к тестированию вообще.
3. Вес всех вопросов одинаковый. Т.е. никто не выделяет простые и сложные вопросы в тесте, хотя даже в школьном учебнике были задачи «со звездочкой», за решение которых полагались дополнительные плюшки. Одинаковый вес всех вопросов – это нелогично, неправильно и обидно.
4. Используются только два типа вопросов: множественный и единственный выбор. В то же время использование других типов вопросов помогает переформулировать задание, чтобы проверить понимание пользователя. Попутно меняется сложность вопроса.
5. Отсутсвие перемешивания вариантов ответа дает возможность пользователям в процессе тестирования легко списывать друг у друга. А отсутствие выборки или хотя бы перемешивания вопросов еще на шаг облегчает задачу пользователя – быстренько прощелкать тест и набрать 100%.
Я человек далекий от тестирования, потому что работаю в компании-подрядчике. Тестирование я создаю только в некоторых курсах, и то оно небольшое и ориентировано скорее на дополнительное напоминание материала, а не на выявление знаний. Поэтому мне было чрезвычайно интересно, что аудитория ответит Алексею, который показал полный провал вообще всей идеи тестирования сотрудников. Реакция участников конференции была двоякой. Были такие, кто слушал молча и не спешил делиться своим опытом. А были специалисты, которые аж повскакивали со своих мест и почти кричали «Да, да, мы сами ужасно от этого страдаем! Нам звонят даже те, кто набрал проходной, но не максимальный балл, и просят переназначить тест, чтобы пройти на все 100%!» Оказывается, большое количество сотрудников в компаниях боятся, что их лишат премии, если они наберут меньше 100% баллов за тестирование. Я вижу в этом проблему коммуникации отдела обучения с остальным персоналом компании. Хотя мне, никогда не работавшей в многотысячной корпорации, легко тыкать пальцем. Тем не менее, меня ужасно удивил тот факт, что когда Алексей указал на явные недостатки в самих тестовых вопросах и предлагаемых ответах, все как-то сидели молча с видом «А что вы хотите?! У нас нет времени все это переделывать.» И только один человек встал и сказал: «Да, я тоже считаю, что сначала необходимо сделать качественные тесты, а потом уже делать оценку результата тестирования. И мы с коллегами удалили 5000 вопросов, оставшихся от предыдущих специалостов, и заново сами переписали все тесты.» Низкий поклон этому герою (имя не называю умышленно, дабы не вызывать у других зависти).
Еще масла в огонь подлили два степенных представителя ВУЗов вопросами о том, какие же различия в людях должны выявлять тесты, зачем их вообще используют в корпоративном секторе и почему используется только шкала «сдал/не сдал», но не используется градуированная шкала оценки «1/2/3/4/5». Мне показалось странным, что вопросы были обращены к спикеру, который сам искренне недоумевал по поводу выявленной ситуации с тестированием.
Итак, секция о тестировании, представленная Алексеем, вызвала прямо таки ажиотаж, недюжинные споры и такой всплеск эмоций, что Елене Тихомировой впору позавидовать накалу страстей. Властным движением руки она разогнала аудиторию на кофе-брейк.
После перерыва в закрывающей секции конференции была поднята тема маркетинга – как «продавать» электронные курсы внутри компании. Опытом делился практикующий маркетолог. В корпоративном секторе «валютой», которую «платит» сотрудник за прохождение курса, является его время – рабочее или личное, и эмоциональное состояние. Комплекс мероприятий по продвижению e-lerning’а в компании необходимо начинать до старата разработки курсов или хотя бы одновременно. Спикер намекнул, что нам, elearning-специалистам, неплохо было бы ознакомиться и начать применять теорию «четырех Пи» (wiki). Кроме этих самых «Пи» следует обратить внимание на такие моменты:
  • Эмоциональная окраска финального чек-листа по курсу. Спрашиваем не «понравилось ли», а «какие эмоции вы испытали».
  • Искусственный дефицит: не все сотрудники смогут пройти данный курс, а только особо отличившиеся в работе.
  • Эффект эксклюзивности продукта: создавайте не курс, а ток-шоу, игру, мультик, пьесу.
  • Эксклюзивность подачи: делайте рассылку по с разным текстом по разным группам пользователей, указывая их личные достижения/предпочтения. Например: «Ирина, в прошлом месяце вы прошли курс «Эффективные презентации». Чтобы стать на шаг ближе к совершенству, предлагаем покорить вершины ораторского мастерства. В этом вам поможет наша новая программа «Сам себе Демосфен».
  • User experience – процесс взаимодействия пользователя с СДО должен быть понятен. Не поленитесь и настройте уведомления пользователю: что происходит, когда он выбирает тот или иной курс.
Докладчик, как истинный профессионал своего дела, мог бы часами рассказывать, как и что нужно делать. Инициативу взяла в свои руки Елена, которая кратко и динамично завершила конференцию рассказом о том, что нужно дать в курсе пользователю для того, чтобы у него остался положительный опыт. Здесь нужно помнить, что любой опыт, удачный или нет, откладывается в мозгу в виде выработки гормонов счастья или злобы. Поэтому, увидев второй курс, пользователь вспомнит свое состояние после первого курса. И наша с вами задача – создавать раз за разом только позитивные воспоминания. Ну и не забываем о целевой аудитории курса – что пользователь получит после прохождения курса (и тут не о баллах речь).

Финальным аккордом стало награждение победителей. Все курсы были открыты для оценивания участникам конференции. По итогу оценивания был определен победитель в номинации «Лучший курс, созданный внутри компании» и «Лучший курс, созданный подрядчиком». Первым победителем стала компания Юлмарт с игровым курсом «Битва менеджеров», реализованным в виде боксерского поединка.

Второй победитель – это Лукойл и SRC Мультимедиа с диалоговым тренажером, который строит диаграмму личностных качеств. Я про него писала чуть выше. Это не курс, это настоящая игра. Мне кажется, победа получилась нечестной – такой масштабный проект заведомо на голову выше всего остального. Кстати, представитель Лукойла скромно промолчал о порядке стоимости проекта.
После такого насыщенного дня всех самых стойких, досидевших до конца, ждали свежие фрукты и бокал шампанского. Я еще немного поболтала с ВУЗовским профессором и тренером, которая недавно стала заниматься elerning’ом, поблагодарила Елену за содержательный день и потихоньку отчалила в сторону автовокзала.
Быстро доехав до нужного места, я совершила ошибку всех голодных людей – сразу пошла в магазин и купила больше продуктов, чем мне было нужно. Даже ПриватБанк в рассылке полезных советов по экономии денег писал, что нужно хотя бы бананчик сгрызть – нельзя иди за продуктами на голодный желудок. Хорошо, что сейчас зима, и лишние продуктовые запасы в сохранности доехали до Киева.
Дорога домой оказалась на 4 часа длиннее – автобус заезжал в славный город Орел и не менее славный город Каменогорск. В Орле я увидела троллейбусы как в старых советских фильмах. Вау!
Домой я добралась без особых приключений, даже почти выспалась в автобусе. Берите с собой не надувную подушку, а нормальную мягкую – это действительно помогает разгрузить шею!

Итог:
  • Двое суток без нормального сна.
  • День на перекусах и кофе.
  • Полная коробочка впечатлений от спикеров.
  • Удовлетворила свое любопытство – посмотрела на людей, с которыми пересекалась виртуально.
  • Получила доступ к чужим работам – жутко интересно, красиво, познавательно и образовательно.
  • Встряхнула устоявшуюся систему структурирования материала.
  • Отвлеклась от рабочих будней.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что мотивирует сотрудников к обучению?

Про курсы, на которые нет времени, или когда дело не в мотивации, а в стратегии

Симуляция ПО в Adobe Captivate