Как устоять в потоках информации и многообразии вариантов выбора

Автор: Марина Литвинова

Сталкиваетесь ли вы с ситуациями, когда сомневаетесь в правильности сделанного выбора? Терзает ли вас ощущение, что могли бы сделать выбор лучше? Хочется ли вам изменить нечто не потому, что это плохо, а потому, что просто существуют другие варианты? Утомляет ли вас необходимость постоянного анализа больших потоков информации для принятия оптимального решения?

Если эти вопросы пробудили у вас какие-то мысли, то дальше вам будет интересно почитать про широкие возможности современного человека, завышенные ожидание потребителя, информационную перегрузку, принятие ответственности в некомпетентных для себя сферах и воздействие маркетинга. 

Если же поставленные вопросы для вас неактуальны, то, возможно, вы относитесь к тому типу людей, которые не слишком отягощены ситуациями to be or not to be, о чем пишет в своей книге  "Парадокс выбора. Почему "больше" значит "меньше" Барри Шварц. И на это у вас могут быть свои причины.


Ситуации, которые требуют постоянных "тендеров"

Около полугода назад, на своей странице в Facebook, я оставила небольшую заметку с вопросом "Как часто вы делаете выбор?". Мне хотелось понять, решил ли кто-то такую ситуацию, если она возникала. Цитирую:

"Мне кажется, наша жизнь превратилась в постоянный тендер. Это утомляет. Не помню, чтобы раньше мне приходилось так часто делать какой-то выбор и постоянно что-то сравнивать. Куда не посмотришь - тендер. Реклама постоянно подвергает сомнению сделанный ранее выбор: новая версия, новая марка, техподдержка и гарантия в подарок, достойный конкурент, фишки, тренды, другой состав, изменилось количество, упаковка, %, скидка, акция, 2 в 1, без гмо, без парабенов.

Доверие к экспертам упало, потому что информация проверяется в поисковиках, форумах, отзовиках, статьях и результатах исследований. Мы берем на себя ответственность за многих людей, которым перестали доверять. Например, за врачей, корректируя назначенные препараты. Парадокс, но, прислушиваясь к советам в форумах, мы сомневаемся в мнении людей, которые посвятили этой области десятки лет.

Мы разрываем отношения с партнерами, клиентами или продавцами, стоит только появиться какому-то недоразумению. Потому, что там, где-то за границами наших взаимоотношений, есть другие продавцы и клиенты, и среди них уж точно есть кто-то лучше. Зачем разрешать текущую ситуацию, если можно в любой момент сделать другой выбор?

Мы готовы выполнить какие-то работы самостоятельно с целью экономии денег или из-за недоверия к качеству работы специалиста. Но часто ли нам удается хорошо сделать то, к чему у нас "рука не набита"?

Сэкономить ресурсы и найти лучше качество - вот причина большинства тендеров. При этом качество весьма относительно и его сложно сравнить, учитывая современные достижения маркетинга. А что касается ресурсов, то тоже странно, когда мы готовы тратить время (минуты, дни, года жизни) ради экономии, которую сами не можем оценить. Вот реально, сколько времени тратится на выбор товаров, услуг, поиск каких-то акций, выгодных предложений, на смену постоянного поставщика, партнера, привыкание к новому ради более приятной цены, условий, расположения? Сколько времени забирается у себя, у своих близких на этот выбор? 

Мне хочется увеличить количество действий, в отношении которых не надо делать выбор или проверять верность ранее сделанного выбора. Хочется перечитывать одну и ту же книгу. Оттачивать какой-то навык до совершенства. Обдумывать идею, пока она не раскроется в полной мере. Налаживать долгосрочные отношния вместо постоянного поиска и сравнения того, какие отношения могли бы быть более легкими и комфортными. Покупать товар или услугу, которые устраивают по качеству, и не тратить время (=жизнь) на поиски оптимального решения. В текущей ситуации этого оптимального решения не будет никогда, потому что сейчас существует и поддерживается идея лучшего выбора. 

И я готова заплатить за бренд и экспертизу не только ради ожидаемого хорошего качества, но и ради экономии моего времени. Да, цена еще не гарантирует качества. Молодая компания не равно "неопытность". Новый автор не означает, что его книга будет неинтересной. Немецкое лекарство не обязательно лучше отечественного. Импортная игрушка не факт, что будет прочнее китайской. 100% хлопок тоже бывает разным у разных марок. Есть компании, в которых сотрудникам платят дороже. Существуют услуги того же качества, но дешевле. Понимаю, все эти нюансы есть. И в тоже время я пришла к выводу, что не готова тестировать все эти вероятности. 

Мне приятно пользоваться тем, что давно нравится. Меня радует заниматься тем, что близко сердцу, без постоянного тендера. Нравится идея поиска экспертов и брендов, которым я готова довериться. С целью экономии своего времени ради более ценных для меня вещей, чем поиск оптимального выбора."


Похоже, эта необходимость постоянного принятия решения по самым разным вопросам не оставляла меня в покое. Потому что было огромное желание сократить этот постоянный выбор. Естественно, без ущерба для себя, а наоборот, с целью упростить жизнь и сделать ее более качественной, сосредоточиться на ценностях и приоритетах. 




Книга,  которая   написана с   целью пояснить 
неудовлетворенность от покупки джинсов 
при всем многообразии выбора

И вот, случайно наткнувшись на книгу по этой теме, я воскликнула "Ну вот же оно! Вот тот самый нерешенный вопрос постоянного выбора". Правда Барри Шварцу, который пояснил эту ситуацию со своей точки зрения, пришлось написать не заметку на Facebook, а целую книгу! Я уже добавила себе в ридер две его книги - "Парадокс выбора. Почему "больше" значит "меньше" (2005) и "Практическая мудрость" (2016) и вдохновилась его выступлением на TED.

Автор этих книг советует:

  • учитывать наличие многоообразия в нашей жизни и разумно ограничивать выбор,
  • осознавать завышенность наших ожиданий, связанных с большим количеством возможностей,
  • делиться своими ресурсами с теми людьми, у которых нет таких же возможностей, как у вас.

Все это для того, чтобы не быть парализованными от необходимости принятия оптимальных решений и не впадать в депрессию от тяжести ответственности за свой выбор. Подробнее - в выступлении Барри Шварца на TED: 




Маркетинг, создающий 
множественный выбор и новые потребности

Раз уж тема коснулась выбора, который возможен благодаря развитию различных сфер экономики, то стоит учесть и воздействие маркетинга. Именно благодаря ему мы вдруг понимаем, что вещь, о которой мы вчера еще не знали, сегодня становится крайне нужна. Это касается новинок, улучшений и трендов - всего того, что расширяет наш выбор и дает нам большое количество предложений. Вследствие чего находимся в состоянии постоянного принятия решений. Поэтому стоит принимать во внимание и "фишки" маркетинга, воздействующие на наш мозг и генерирующие множественный выбор. Последняя книга по теме маркетинга, которая оказалась у меня в мобильном (и была прослушана благодаря 3-х дневному отключению интернета и отсутствию необходимости постоянного переключения между задачами и вкладками браузера) - это "Нейрокопирайтинг" Дениса Каплунова (2016). Автор в своей книге учит воздействовать текстом на потенциального потребителя и делится  "фишками" и примерами различных тактик привлечения внимания и формирования потребности в продукте или услуге. Практично и очень детально. Рекомендую.



Чувство когнитивной легкости, 
которое побуждает верить во что-то 
только потому, что нам в это удобно верить

Еще одна книга, которую я сейчас слушаю в аудио-версии, косвенно касается той же темы принятия на себя ответственности за решения в сферах, где мы некомпетентны - "В интернете кто-то не прав" Аси Казанцевой (2016). В книге описан ряд спорных вопросов, по поводу которых ведутся информационные войны в сети интернет. Например, рассматриваются такие утверждения, как "надо есть натуральное", "мужчины умнее женщин", "гомеопатия не имеет подобных эффектов" и другие. Не со всеми выводами я согласна, но вот чему научилась, так это взвешенному критическому восприятию информации об исследованиях. Автор книги демонстрирует примеры обзоров и статистических выборок, которые можно считать достоверными или недостоверными. И поясняет, по каким причинам. В книге также упоминается о чувстве когнитивной легкости, которое побуждает нас во что-то верить только потому, что верить в это удобно (привычно, безопасно, объяснимо). На мой взгляд, нам сейчас крайне важно научиться фильтровать информацию и критически ее воспринимать, иначе мы просто утонем в ее бесконечных потоках и не сможем делать тот выбор, который нас удовлетворит. 



При чем тут e-learning?

Вероятно, я уже тот студент, который может рассказать на экзамене про блох, даже если ему выпал билет о рыбах (покрытых чешуей, но если бы у них была шерсть, то в ней были бы блохи, а блохи это...)

Мне кажется, нам стоит принять во внимание эту многогранность выбора и множественные альтернативы в процессе внедрения e-learning и его развития в компании. Это и про выбор, который мы предоставляем и ограничиваем сотрудникам во время обучения. И про понимание того, как мыслит наша целевая аудитория, находящаяся в состоянии поиска альтернатив. Про тендеры, проводимые при покупке или смене LMS и разработчика курсов. И про новый дизайн учебного портала, а потом - про редизайны. Парадокс выбора - это история про множество шагов, которые мы совершаем как в работе, так и в личной жизни. Шагов, которые "подвисают" в воздухе из-за большого количества альтернатив. Если мы понимаем, почему это может происходить, то, логично, что сможем  справиться с этой задачей.

Источник


>> Приходите в группу elclub на Facebook <<
Мы каждую пятницу обсуждаем книги для e-learning цев

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что мотивирует сотрудников к обучению?

Про курсы, на которые нет времени, или когда дело не в мотивации, а в стратегии

Симуляция ПО в Adobe Captivate