VI-тая встреча участников Corporate E-Learning Club: тестирование, вебинары и минимализм e-learning-проекта

Автор: Марина Литвинова
Релиз из блога автора

26 марта 2016 года состоялась VI встреча теперь уже Corporate E-Learning Club! Да, у нас новое название и новый логотип. И это еще не все, ждите анонсы.


Каждый релиз я стараюсь написать так, чтобы те, кто не присутствовал на мероприятии, не просто ощутили его атмосферу, но и научились чему-то даже во время прочтения этого релиза. 





Сегодня я расскажу о том, как:

- найти вдохновение и заниматься любимым делом,
- освоить фишки веб-тренера для проведения успешного вебинара,
- научиться составлять эффективные тесты и анализировать их результаты,
- упростить свой e-learning проект и быть готовым внедрить новые тренды.

Конечно же, я расскажу это словами наших спикеров и участников.


С самого первого очного мероприятия, на котором я присутствовала (это был Саммит разработчиков электронных курсов, 2010 год, в Москве) меня не прекращает удивлять то количество вовлеченных и увлеченных людей, которые тоже занимаются e-learning. Они не только любят то, чем занимаются, и готовы делиться своим опытом, они заряжают друг друга своей страстью к обучению. Это особенно здорово чувствуется на реальных встречах. 




Несомненно, специалист по дистанционному обучению должен и сам учиться дистанционно для того, чтобы на себе проверить этот курс/тест/вебинар, чтобы лучше понять своего ученика/слушателя/сотрудника, чтобы перенять какие-то фишки создания и организации контента и использовать потом для своей практики. И в то же время, нужны и очные мероприятия, когда мы можем встретиться глазами, получить обратную связь, которой часто не хватает в электронных курсах и вебинарах, поделиться своим состоянием "потока", которое охватывает когда занимаешься любимым делом.




Александр Слепец (банк Форвард) погрузил нас в атмосферу тестирования. Кто бы мог подумать, что правила "морского боя" имеют так много общего с созданием тестов. Самые интересные фишки, которые следует для себя взять:

- у людей всегда будет сопротивление, и при переходе от бумажных тестов к электронным, к формальному тестированию к эффективному, и вам нужно быть готовым с этим бороться и предлагать свои идеи снова и снова


- бороться со списыванием можно не только кнутом, но и пряником и различными PR-методами: например, сделать рейтинг с фотографиями участников тестирования. А что делать с теми, которые не сдают добровольно? Тут многое зависит от корпоративной культуры. Попробуйте дать бОльший период для сдачи теста. По опыту Александра 40% сотрудников сразу сдают тест. Очень хорошо работают автоматизированные напоминания. Через 5 дней после начала тестирования сделайте выборку и направьте информацию на всех, кто должен пройти тест, например так: "Поздравляем Львовское отделение, где все сотрудники успешно сдали тест! И внимание Ровенскому отделению: у вас осталось 10 дней, а пока никто не прошел тестирование". 


- если ваш тест построен правильно, то проанализировав его результаты, вы получите график нормального распределения баллов, совсем не такой как на картинке ниже :) Это я про 10%-20%-40%-20%-10%, когда-то писала ТУТ.




- делайте достаточно большую выборку, например 20-30 тестовых заданий (вопросов) из 100, для каждого сотрудника свое игровое поле, своя выборка,


- усложните выборку: например, 10 обязательных вопросов и 10 случайных, вопросы с разным весом ответа, вопросы разной сложности,


- используйте различные типы вопросов: единичный выбор, множественный, сопоставление,  ранжирование, текстовый/цифровой ввод,


- формулируйте вопрос так, чтобы его поняли: одно простое предложение (исключение - кейсы), 3 ключевых слова в самом вопросе (не в категории), отсутствие двузначных вопросов и ответов, один вопрос - один ответ, четкость и ясность. (Только НЕ ТАК: "Может ли клиент сам подключить интернет-банк? Если да, то каким образом?" Это два вопроса),


- обратите внимание на ответы (на слайде дистракторы - это все ответы, кроме верного)





- работайте с экспертами, которые создают тесты, учите их правилам создания вопросов и ответов,


- учитывайте, что взрослый человек способен держать концентрацию 20 минут, потому ваши тесты не должны занимать больше времени,


если разработчик допустил ошибку в тесте, а сотрудники уже его прошли, то в таком случае не забывайте 1)  проанализировать первые тестирования, 2) признайте свою ошибку и постарайтесь быстро исправить, принести извинения и пересчитать баллы сотруднику.


Кстати, почему "морской бой"? Это речь о списывании и о маркировке вариантов ответов буквами А,В,С. В таком случае случайная выборка вам не поможет, потому как списывать сотрудники смогут с легкостью игры в "морской бой": А1, С3 и так далее.





- анализируйте отчеты по результатам тестирования и делайте выводы. 


>>> Об отчетах в тестах детально почитайте тут. Рекомендую настоятельно:

Быть или не быть. Или почему 700 лучше 4000 тестов?


- что могут измерить тесты: 3 уровня по таксономии Блума: знание, понимание, применение. По Блуму "применение" - это применение полученных знаний в похожей или др ситуации, то есть тут мы используем кейсовые вопросы.

- экспериментируйте, анализируйте и меняйтесь!




Уверена, что Наталия Павлова из компании SmartTime, наш второй спикер, вдохновила всех участников, которые ранее не проводили вебинары, попробовать на себе этот увлекательны формат онлайн-обучения.

Мы обсудили достаточно много вопросов, которые касаются использования этого инструмента, а именно:

- основные сложности в проведении вебинаров это отсутствие зрительного контакта и сложности с обратной связью (и от спикера, и от участников), а также сложность концентрации внимания. Тем не менее вебинар - это замечательное дополнение к очным формам обучения,

- успех вебинара зависит от нескольких очень важных факторов, которые можно разделить на этапы до начала вебинара, во время и после проведения



- помните о 20-ти минутных фокусировках внимания ваших участников и каждые 20 минут обязательно что-то меняйте: слайды, теория - практика, текст-видео,

- если есть возможность, то возьмите помощника для проведения вебинара, особенно если вы только начинаете использовать этот инструмент. Идеально - это команда тренер + модератор, который следит за чатом,

- старайтесь сохранить свою энергию и интерактив во время вебинара, ведь вы проецируете все это на участников. Иногда стОит попить водички - перезагрузиться. Один из способов держать себя в тонусе - проводить вебинар стоя. Не пренебрегайте видео каналом. Это нужно и вам, и участникам вебинаров,

- анализируйте запись вебинара,  совершенствуйтесь. Спросите себя "А тебе вообще интересно или нет во время просмотра?"

- успех вебинара в том числе зависит от того, будет ли домашнее задание или оценка. Это повысит внимательность участников и сделает их отношение к обучению более серьезным,

- уделяйте внимание своему голосу: тренеруйте его, слушайте как он звучит в записи,

- сделайте свой чек-лист подготовки для вебинара


- не знаете с какой платформы начать? Попробуйте Google Hangouts - это бесплатный инструмент, на котором можно потренироваться. При выборе платформы для проведения вебинаров очень важна быстрая поддержка провайдера,

- для того, чтобы проверить звук до начала вебинара - включите фоновую музыку,

- для того, чтобы стимулировать участников во время прийти на вебинар - покажите за 5 минут до начала что-то полезное, что можно увидеть/услышать только перед вебинаром (конечно, участников стоит предупредить об этом)

- во время проведения вебинара 70% - это активность спикера,  30% - активность участников

- используйте различные инструменты интерактива: проявляйте фантазию, перекладывая самые разнообразные тренинговые упражнения в формат вебинара, включите в программу вебинара заранее подготовленные опросы (предугадайте, что могут спросить в чате) и тут же проведите анализ результатов опроса, покажите видео как толчок для групповой дискуссии в чате, сделайте упражнения для разминки, можно с фоновой музыкой, например "говорите букву и одновременно поднимайте руку П (правая), Л (левая) В (вместе обе руки)" -  это возможность переключиться и спикеру и участникам.



- оптимальное время для проведения вебинара - это 1,5-2 часа, лучше 2 часа,

- оптимальная группа для обучающего вебинара и эффективной обратной связи - до 20 человек.

- для того, чтобы управлять участниками, которые флудят и троллят в чате, напомните о правилах взаимодействия,

- всегда используйте презентацию в pdf-формате, тогда она проще загрузится в вебинар и наверняка будет выглядеть именно так, как вы рассчитываете.




Я рассказывала про идеи минимализма в электронном обучении. Возможно, вы что-то читали по этой теме. Чаще всего вопрос сводится к упрощениям в разработке контента и к дизайну электронных курсов. Я попробовала посмотреть шире, переложив идеи минимализма на различны ключевые точки e-learning-проекта. 

А все началось с трендов. Прочитав очередную статью о веяниях в обучении на этот год, я подумала о том, что в погоне за трендами можно совершенно запутаться и потерять из виду основную цель. И о том, что нельзя переходить к внедрению нового тренда в своей компании, не понимая четко ситуацию с обучением. К тому же, как внедрить что-то новое, не отказавшись от чего-то старого? Да, все новые идеи так заманчивы. Это и управление знаниями, и автоматизация разработки контента и его удешевление, lms для мобильных устройств, bid data и все, что с этим связано, виртуальная реальность и геймификация. Для того, чтобы грамотно подойти к внедрению нового тренда в своей компании, попробуйте сначала остановиться, сделать шаг назад и проанализировать ситуацию с вашим проектом обучения.



Проанализируйте, чем перегружены учащиеся. Часто это длинные курсы/тесты, перенасыщенные программы обучения и неудобное использование LMS. Посмотрите на то, чем загружены вы и ваша команда. Чаще всего это нехватка времени на качественную разработку, проблемы с управлением данными и управлением LMS.

А теперь постарайтесь достичь равновесия в сложившейся ситуации. Вспомните основные цели и стратегию (ведь конечно у вас есть стратегия обучения на год, правда?:) Сфокусируйтесь только на ключевых деталях проекта. И перейдите к конкретным действиям.

Шаг 1. Освободите пространство:
- От того, что когда-либо пригодится,
- От того, что жалко удалить и выбросить,
- От того, то используется только для украшения,
- От изобилия инструментов,
- От соблазна заархивировать.



Шаг 2. Научитесь достигать лучшего результата, приложив меньше усилий.
     Попробуйте применить основные принципы минимализма: отказ от лишнего. лаконичность, простота, точность, ясность, нейтральные цвета, простые формы, только значимое и функциональное. 
     Задайте себе вопрос: есть ли способ выполнить задачу проще, и эффективнее? Вспомните о гармонии чайной церемонии, для которой используется четко ограниченное количество предметов. Подумайте о том, что вы тоже можете выполнить свою задачу столь же просто и изящно.

А далее - пройдитесь по ключевым деталям:
- Упростите портал обучения,
- Упростите разработку электронных курсов,
- Упростите взаимодействие с заказчиком и с пользователем,
- Упростите управление проектом в целом.

Не останавливайтесь на достигнутом и совершенствуйтесь. 

Попробуйте начать применение идей минимализма прямо сейчас:



Ответили?

Возможно, какие-то мои идеи из презентации отлично подойдут вам.
Возможно, изучив данную тему, вы найдете свои собственные более эффективные рецепты упрощения. 

Почитайте о минимализме в обучении.
Посмотрите статьи про дзен в e-learning, особенно на англоязычных ресурсах.
Изучите юзабилити (сайты) и типографику (шрифты).
Освойте педагогический дизайн (проектирование курсов).
Почитайте о создании презентаций в стиле дзен.


Спасибо участникам и спикерам мероприятия за ваш драйв, за ваш опыт и "горящие" глаза. До новых встреч! 



ПРЕЗЕНТАЦИИ


 





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что мотивирует сотрудников к обучению?

Про курсы, на которые нет времени, или когда дело не в мотивации, а в стратегии

Симуляция ПО в Adobe Captivate