вторник, 28 февраля 2017 г.

Релиз по материалам очной встречи клуба в Киеве (18.02.2017)

Автор: Марина Литвинова

Очная встреча украинского клуба e-learning экспертов Corporate E-Learning Club прошла в теплой уютной атмосфере единомышленников. Действительно, очень приятно, когда участники мероприятия уже знают друг друга по именам, смело задают вопросы и искренне делятся своим опытом. У дистанционных форматов, таких, как вебинар, есть свои несомненные преимущества. Но именно живые встречи и общение в реальности дают возможность расширить свои границы восприятия и найти интересные новые идеи для развития. 


От лица организаторов хочу поблагодарить наших замечательных спикеров и участников за глубокое погружение в e-learning. Именно благодаря вам удается создать особую атмосферу, в которой случаются инсайты. Мы говорили про самообучающуюся компанию и причины возникновения культуры обучения, про видео-контент "своими руками" и профессиональную разработку, про тренды в e-learning, инструменты для управления обучением и многое другое.



Олеся Литвиненко из компании Watsons, по моим впечатлениям, успела показать едва ли десятую часть реализованного e-learning проекта. Как же здорово, что у нас есть украинские компании, которые не только активно развивают у себя дистанционное обучение, но и смело делятся опытом и наработками.
Олеся рассказала нам о принципах самообучающейся организации, которые в компании Watsons удалось внедрить благодаря мощной поддержке культуры обучения топ-менеджментом и грамотной организации СДО (LMS). Мы услышали про опыт внедрения программ адаптации, активное использование форумов, выработку привычки учиться, использование живых баннеров и акцент на задачи бизнеса при разработке контента.
Не смотря на то, что обучение проводится для специалистов розницы, которые работают в сети магазинов, где только один компьютер на нескольких сотрудников, это не мешает вырабатывать привычку постоянно учиться. В этой компании за новой информацией сотрудники смело и, что важно, самостоятельно, идут именно на учебный портал. В LMS находятся курсы, тесты и электронные книги. 
Большой популярностью пользуются форумы и баннеры. Над развитием e-learning в компании трудятся два сотрудника: руководитель проекта и специалист, который отвечает за аттестацию. У сотрудников регулярно спрашивают обратную связь по курсам, по порталу, чтобы совершенствовать процесс обучения.



Интересные цифры: по курсам, которые сотрудники выбирают для изучения самостоятельно, процент прохождения составляет 98%, а по назначенным в обязательном порядке - максимально 77%. И это не единственные интересные показатели, которые анализирует отдел обучения. Например, замечено, что из тех сотрудников, которые не прошли курс, 10% увольняются вскоре после обучения. Эти данные позволяют сделать определенные выводы.
В ближайших планах компании - создание блогов топ-менеджеров, открытие входа на учебный портал вне корпоративной сети и создание списков рекомендованных курсов на основе истории обучения сотрудника.

Вадим Демченко из компании Aqua Service рассказал нам о том, как разрабатывался учебный видео-курс и продемонстрировал его. А также пояснил, почему был выбран именно этот формат и какие цели обучения удалось достичь. Интересный момент в том, что сначала идею самого курса "продали" руководителям тех сотрудников, которых планировали обучать (экспедиторов по доставке воды). И после этого перешли к разработке сценария, выбору актеров и самим съемкам. 
Вадим поделился опытом и "набитыми" шишками в том, на чем можно и на чем нельзя экономить при разработке учебного видео.Надо сказать, что первый позитивный отклик от учащихся был получен еще после демонстрации трейлера к курсу. 


И сам курс уже был воспринят достаточно позитивно. Видео-фильм максимально приближен к реальной работе экспедитора. В нем поэтапно поддаются стандарты в виде инфографики - пример из практики в виде ролика - и снова стандарты как подведение итогов ролика. Рассматриваются даже курьезные и нестандартные ситуации и поясняются способы правильного реагирования на основании существующих в компании стандартов.

Данный курс позволил, во-первых, перевести в понятный и удобный для просмотра формат огромные инструкции со стандартами обслуживания (40 страниц текста в 45 минут видео). А во-вторых, благодаря курсу и параллельно организованной программе тайного покупателя, удалось проанализировать те перемены, которые произошли в работе экспедиторов. Например, сотрудники стали общаться с клиентами теми фразами, которые указаны в стандартах и перенесены в видео-фильм. Повысился также % выполнения тех или иных правил до и после изучения курса. Посмотрите детальные цифры в презентации спикера ниже.

В ближайших планах компании - съемка продолжения фильма про экспедиторов и создание видео-скрайбинга.

После кофе-брейка для участников встречи был проведен мини-тренинг по преодолению стресса. Надеемся, что каждый из вас смог выбрать для себя подходящую практику. Тем, кому хочется успешно преодолеть стресс, рекомендую заглянуть в презентацию Анны Метельской (компания Крок-за-кроком) и почитать там про волны стресса и навыки стресс-серфера, очень интересная техника. Там же в конце вы найдете список рекомендованной литературы.


Будем благодарны за ваши отзывы и пожелания по темам будущих встреч.
>>> Присоединяйтесь к нашей группе на Facebook

МАТЕРИАЛЫ ВСТРЕЧИ

понедельник, 27 февраля 2017 г.

Украинские e-learning-проекты. Кейс компании "Ковбас Маркет" (база знаний, мотивация, статистика)

Кейс компании "Ковбас Маркет" 
бАЗА ЗНАНИЙ, МОТИВАЦИЯ, ТЕСТЫ

По материалам http://blog.collaborator.com.ua/. 


Подготовлено Collaborator совместно с Денисом Кравченко — HR-директором компании «Ковбас Маркет». Частичный репост.


HR-директор компании Денис Кравченко рассказывает о своих впечатлениях после внедрения в компании системы дистанционного обучения. 
Сейчас все продавцы «Ковбас Маркет»  учатся онлайн на платформе Сollaborator.
Денис рассказывает, что у дистанционного обучения есть два важных преимущества. Первое — оно дешевле традиционного. Второе — познакомить людей с новой информацией можно в сжатые сроки, а усвоение материала легко проверить с помощью тестов.
Сейчас дистанционное обучение — занимает 70% всей корпоративной учебы. В будущем мы планируем немного поменять подход. Кроме онлайна, будет и оффлайн: тренинги, школы директоров, профильные курсы. Но дистанционное обучение будет составлять около 50%.
Продавцы у нас учатся по одному курсу, администраторы — по другому. В нашей LMS удобно разбивать персонал на группы, назначая каждой свое обучение. А потом и на подгруппы. Так у нас есть обычные продавцы, а есть продавцы-наставники. У вторых курс обучения расширен материалами о том, как учить других людей.
В каждом магазине у нас есть планшет и продавцы могут заходить на Collaborator с него. Хотя учиться можно и со смартфона или домашнего компьютера. Как кому удобно. Большинство сотрудников обучается в рабочие часы, когда выпадает свободная минутка. В то же время, статистика показывает, что есть и те, кто заходит в систему даже перед работой, в семь утра. А некоторые предпочитают учиться вечером.


Учебные курсы назначенные продавцам «Ковбас Маркета»

Для меня LMS — это в первую очередь огромная база знаний, которой удобно пользоваться. Все инструкции и предписания хранятся в одном месте и легко обновляются. Не возникает путаницы.
Обучение продавцов у нас состоит из двух блоков. Первый — устав продавца. Наша конституция, так сказать. Это список инструкций, которые рассказывают о том, что продавец должен делать в свой рабочий день, как нужно выкладывать товар, принимать его, сдавать смену, общаться с клиентами и так далее. Второй блок — знания о товарах. Человек должен ориентироваться и в том, чем сырокопченая колбаса отличается от сыровяленой, и в том, чем разные виды сырокопченой отличаются друг от друга.
Когда человек приходит к нам на роботу, он сначала проходит этап стажировки, а потом этап ученичества. Вместе это занимает где-то три недели. Почти весь теоретический материал стажер должен усвоить уже в первую неделю. Мы сразу даем ему доступ к LMS и назначаем учебный курс — программу стажера. И он учиться — шаг за шагом. Прочитал одну тему — сдал тест. Если сдал хорошо — двигается дальше, плохо — читает снова. В конце первой недели стажер проходит в LMS финальный тест по курсу. Оценка за него вместе с оценкой за практические навыки, которую ему ставит продавец-наставник, определит останется человек у нас работать или нет.
Каждую неделю всем продавцам назначается учебный курс. У них есть две недели, чтобы его освоить и сдать тест. Оценки за такое промежуточное обучение влияют на итоговый рейтинг, категорию и соответственно на зарплату сотрудника.


График показывает, сколько времени сотрудники проводят в LMS 

Раз в квартал у нас проходит аттестация. Все сотрудники должны сдать в LMS комплексный тест. Оценка за него вместе с оценкой за промежуточные тесты — это 30% итогового рейтинга, который напрямую влияет на доход сотрудника. На его показатель также влияет ряд KPI: продажи, качество обслуживания и прочее.
То что зарплата привязана к результатам обучения, помогает мотивировать людей учиться. Сначала, когда мы только вводили LMS, некоторые восприняли это со скрипом. Но система быстро прижилась. Теперь люди знают, что каждый понедельник или вторник им назначаются курсы для прохождения, даже напоминать не нужно.
Мы проводили анонимный опрос среди сотрудников, внедрение системы дистанционного обучения люди причисляли к позитивным переменам.



За три дня половина сотрудников компании приняла участие в анонимном, добровольном опросе

Система отчетности в LMS реализована вообще шикарно. Я захожу и сразу вижу, сколько людей прошло курс, какие оценки они получили. Можно посмотреть, как часто конкретный сотрудник заходит в систему обучения, как много времени он там проводит, сколько попыток тратит на прохождение теста, какие оценки получает во время каждой из проб. Большой плюс — наглядная визуализация. Все как на ладони.



Статистика прохождения теста сделана в виде айсберга. Часть над водой — это процент сотрудников, которые прошли тест успешно, под водой — процент тех, кто провалил тест или не начинал его
Сняли серию видеороликов о том, как качественно обслуживать клиентов. Записывали прямо в наших магазинах. Скоро запустим их в нашей LMS . Верю, что наши покупатели почувствуют результат.



⇒ Это кейс из цикла публикаций о том, как реализовано электронное обучение в различных украинских компаниях. Если вы тоже хотите поделиться опытом и опубликовать свой проект - напишите мне. Для обсуждения кейсов приглашаю в нашу закрытую группу на фейсбук. Материалы беру из открытых источников в сети Интернет, а также из моих релизов по итогам различных открытых мероприятий. Подобные публикации находятся в блоге под ярлыком "кейс", чтобы вы могли легко их все найти и отследить новые. 


Марина Литвинова

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Украинские e-learning-проекты. Кейс компании "Комфи" (использование LMS на максимум)

Кейс компании "Комфи"
ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МАКСИМУМ?

По материалам конференции elforum 2016
Презентация спикера

Евгений Штеменко на конференции порадовал отличным кейсом о реализации LMS в компании. Проект существует достаточно давно. Изначально был реализован на платформе от Гиперметода, но ее уже основательно доработали. В данный момент онлайн-обучением занимаются 3 сотрудника.

ТЕЗИСЫ:
  • Программы подготовки стажера, наставничества и кадрового резерва полностью автоматизированы для удобства управления ими. Мы узнали, как построены программы, как анализируются результаты, кто какие роли выполняет в этом процессе, как обновляются данные. Было много отличных скринов, см.презентацию.
  • В компании популярен видео-контент. Были продемонстрированы отличные примеры во время доклада.
  • Существуют проекты "Comfy wiki" и "Инфоритейл" (база информации для сотрудников розницы). При этом есть возможность просмотра информации через мобильный телефон. 
  • Проект "Справка" служит для проведения простейших операций. Дает возможность поиска по темам по словам. После его внедрения значительно сократилось количество ошибок. Даже новичок с помощью "Справки" легко выполнит незнакомую операцию. Тот же принцип СППР (система поддержки принятия решений)
Из аудитории от участников конференции прозвучало много вопросов. В основном, о том, есть ли система штрафов за невыполнение назначенных курсов обучения (нет, но могут быть напоминания. О том, с какими сложностями сталкивались при внедрении онлайн-обучения (так как это было давно, то в основном вспомнили проблему отсутствия отдельных ПК). О том какой прирост в продажах можно ожидать в результате обучении (хороший вопрос про эффективность, но так как чаще идет сравнение очного и дист формата в плане затрат, Евгений также подчеркнул сложность измерения результов только благодаря заслугам обучения). Были вопросы о лояльности сроков обучения,  тестирования, не снижает ли это эффективность обучения? (проводили анализ результатов обучения сотрудников и результатов последующей работы, прямой связи не обнаружили). Евгений также подчеркнул, что LMS это в первую очередь инструмент для руководителей с целью обучения их сотрудников. Был вопрос о чат-ботах (пока попытки использовать чат-боты были неуспешны, их приостановили).


Это кейс из цикла публикаций о том, как реализовано электронное обучение в различных украинских компаниях. Если вы тоже хотите поделиться опытом и опубликовать свой проект - напишите мне. Для обсуждения кейсов приглашаю в нашу закрытую группу на фейсбук. Материалы беру из открытых источников в сети Интернет, а также из моих релизов по итогам различных открытых мероприятий. Подобные публикации находятся в блоге под ярлыком "кейс", чтобы вы могли легко их все найти и отследить новые. 

Марина Литвинова

четверг, 2 февраля 2017 г.

18 февраля 2017 в Киеве состоится встреча e-learning экспертов Corporate E-Learning Club

18 февраля 2017 в Киеве состоится встреча e-learning экспертов Corporate E-Learning Club. 

Приглашаем всех специалистов по онлайн-обучению, онлайн-тренеров, а также T&D и HR-специалистов посетить наше мероприятие!

В этом году нашему клубу исполняется два года. В течение всего этого времени мы стараемся поддерживать высокий уровень профессионализма наших спикеров и такую же высокую актуальность тем выступлений.

18 февраля мы будем говорить про самообучающуюся организацию, разработку видеоконтента и про стрессоустойчивость в работе e-learning специалистов.

Участников ожидает:
- демонстрация учебного видеофильма и трейлера к нему (Вадим Демченко, компания Аква Сервис, Киев),
- кейс по внедрению LMS в компании с высокой культурой самообучения (Олеся Литвиненко, компания Watsons, Киев),
- мини-тренинг по борьбе со стрессом в работе (Наталия Павлова, студия Smarttime).

В этот раз мы решили не только дать новую информацию, но и помочь справиться с огромной информационной нагрузкой, которую все мы испытываем.


Информация о спикерах:

Информация о клубе:

Организаторы:
- Марина Литвинова https://www.facebook.com/marina.litvinova,
- Валерий Задавысвичка https://www.facebook.com/vzadavysvichka,


среда, 1 февраля 2017 г.

Система дистанционного обучения как элемент самообучающейся организации

Автор: Олеся Литвиненко, компания Watsons


Жесткая конкуренция и битва за покупателя диктуют свои условия. Это реалии современного мира. Компании или быстро обучаются и меняются под потребности рынка, или…умирают. Одни медленно и мучительно, другие  быстро и тоже мучительно. Но выживают только те, кто готов быстро меняться под потребности рынка. Поэтому способность компании обучаться, можно отнести к ее ключевым способностям.
Самообучающаяся организация создает условия для обучения свои сотрудникам. Она поощряет их развиваться, расти, изменять себя и изменять реальность. 

Сенге сформулировал пять принципов обучения для такой организации:
  • "учиться быстрее конкурентов"
  •  "учиться быстрее, чем изменяется внешняя среда",
  • "учиться внутри и извне",
  • "прогнозировать будущее"
  • "признавать ошибки"

Каждый из этих принципов можно поддерживать с помощью СДО. СДО может и должна играть ключевую роль в поддержке культуры обучения компании. Учебный портал может стать площадкой для реализации всех пяти принципов.

Вам крупно повезло, если вы работаете в компании, имеющей развитую культуру обучения. В таком случае вам остается грамотно «встроить» СДО. Но и тут можно очень легко совершить много ошибок.

Прежде, чем начинать «встраивать» СДО, постарайтесь познакомиться с тем, что уже есть в компании. Да, часто бывает так, что очень хочется все и сразу. Ведь вы точно знаете, что система дистанционного обучения – это именно то, что нужно! Лучше ее ничего нет, и все должны сразу же оценить все ее преимущества.

Но… часто это путь, который ведет в лучшем случае к удлинению срока принятия системы как инструмента. В худшем – к полному неприятию. И это самая частая причина, по которой специалисты разочаровываются в профессии и в электронном обучении.

Начинайте с малого… 
  • Оцените все формы и виды обучения, накопления и передачи знаний, которые уже сформированы в компании. На самом деле,  это самый большой кусок работы, который поначалу не будет виден окружающим. 
  • Определите «точки боли». Выделите те зоны, в которых применение СДО даст ощутимый эффект. 
  • Реализуйте решение для «точек боли». Это может быть курс, который даст возможность обучать сотрудников долгое время и снизит нагрузку с других процессов. 
  • Покажите эффективность предложенного решения. Без аналитики никак не обойтись. Это ваша аргументация и ее нужно делать обязательно. Так вы будете иметь возможность проверять/опровергать свои гипотезы по развитию системы и построению обучения.

Конечно, на деле все будет намного сложнее. Но, сделав первый шаг на этом пути, вы уже не захотите с него сворачивать. Каждый раз, получая положительный результат, вы будете стремиться к решению более сложных задач.


А возможностей у e-learning масса, вы ведь это точно знаете!

Мне очень повезло начать работать в компании Watsons на начальном этапе развития дистанционного формата обучения. Это дало возможность, с одной стороны воспользоваться методиками и богатым опытом, наработанными в Компании, а с другой – избежать сопротивления новому формату обучения. Никому не пришлось доказывать, что за дистанционным обучением - будущее и большие возможности. Это понимали все. И каждый, от ТОП менеджеров Компании до управляющих магазинов, поддерживал проект. Благодаря этому за год нам удалось очень много. У нас уже есть достаточно обширный портфель учебных материалов. У нас есть эксперты, которые разрабатывают учебный контент самостоятельно или помогают консультациями. И, главное, у нас есть четкое видение развития системы дистанционного обучения и учебного портала. Поэтому впереди у нашей компании масса интересных задач и проектов. Все только начинается!