Система дистанционного обучения как элемент самообучающейся организации

Автор: Олеся Литвиненко, компания Watsons


Жесткая конкуренция и битва за покупателя диктуют свои условия. Это реалии современного мира. Компании или быстро обучаются и меняются под потребности рынка, или…умирают. Одни медленно и мучительно, другие  быстро и тоже мучительно. Но выживают только те, кто готов быстро меняться под потребности рынка. Поэтому способность компании обучаться, можно отнести к ее ключевым способностям.
Самообучающаяся организация создает условия для обучения свои сотрудникам. Она поощряет их развиваться, расти, изменять себя и изменять реальность. 

Сенге сформулировал пять принципов обучения для такой организации:
  • "учиться быстрее конкурентов"
  •  "учиться быстрее, чем изменяется внешняя среда",
  • "учиться внутри и извне",
  • "прогнозировать будущее"
  • "признавать ошибки"

Каждый из этих принципов можно поддерживать с помощью СДО. СДО может и должна играть ключевую роль в поддержке культуры обучения компании. Учебный портал может стать площадкой для реализации всех пяти принципов.

Вам крупно повезло, если вы работаете в компании, имеющей развитую культуру обучения. В таком случае вам остается грамотно «встроить» СДО. Но и тут можно очень легко совершить много ошибок.

Прежде, чем начинать «встраивать» СДО, постарайтесь познакомиться с тем, что уже есть в компании. Да, часто бывает так, что очень хочется все и сразу. Ведь вы точно знаете, что система дистанционного обучения – это именно то, что нужно! Лучше ее ничего нет, и все должны сразу же оценить все ее преимущества.

Но… часто это путь, который ведет в лучшем случае к удлинению срока принятия системы как инструмента. В худшем – к полному неприятию. И это самая частая причина, по которой специалисты разочаровываются в профессии и в электронном обучении.

Начинайте с малого… 
  • Оцените все формы и виды обучения, накопления и передачи знаний, которые уже сформированы в компании. На самом деле,  это самый большой кусок работы, который поначалу не будет виден окружающим. 
  • Определите «точки боли». Выделите те зоны, в которых применение СДО даст ощутимый эффект. 
  • Реализуйте решение для «точек боли». Это может быть курс, который даст возможность обучать сотрудников долгое время и снизит нагрузку с других процессов. 
  • Покажите эффективность предложенного решения. Без аналитики никак не обойтись. Это ваша аргументация и ее нужно делать обязательно. Так вы будете иметь возможность проверять/опровергать свои гипотезы по развитию системы и построению обучения.

Конечно, на деле все будет намного сложнее. Но, сделав первый шаг на этом пути, вы уже не захотите с него сворачивать. Каждый раз, получая положительный результат, вы будете стремиться к решению более сложных задач.


А возможностей у e-learning масса, вы ведь это точно знаете!

Мне очень повезло начать работать в компании Watsons на начальном этапе развития дистанционного формата обучения. Это дало возможность, с одной стороны воспользоваться методиками и богатым опытом, наработанными в Компании, а с другой – избежать сопротивления новому формату обучения. Никому не пришлось доказывать, что за дистанционным обучением - будущее и большие возможности. Это понимали все. И каждый, от ТОП менеджеров Компании до управляющих магазинов, поддерживал проект. Благодаря этому за год нам удалось очень много. У нас уже есть достаточно обширный портфель учебных материалов. У нас есть эксперты, которые разрабатывают учебный контент самостоятельно или помогают консультациями. И, главное, у нас есть четкое видение развития системы дистанционного обучения и учебного портала. Поэтому впереди у нашей компании масса интересных задач и проектов. Все только начинается!  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что мотивирует сотрудников к обучению?

Про курсы, на которые нет времени, или когда дело не в мотивации, а в стратегии

Симуляция ПО в Adobe Captivate