Как упаковать знания в видео-ролики (по материалам вебинара Евгения Медведева)

 07 Июля 2016 г. в нашем клубе «E-learning club» был проведен вебинар «Упаковка знаний в видеоролики». Спикером был Евгений Медведев, продюсер, основатель студии объясняющего видео «Синяя Лошадь».

Вебинар можно считать, как состоявшейся. Для многих участников он был полезным и интересным. Входе вебинара возникали частичные технические проблемы со звуком, поэтому решили дополнительно еще написать о наиболее важных моментах по технологии упаковки знаний в видеоролики. Информация взята с вебинара и отредактирована Евгением)))

Проблематикой и потребностью в данной теме послужил поиск ответов на следующие вопросы:
  • Как превратить корпоративное обучение в не сложное и увлекательное событие?
  • Как максимально вовлечь экспертов в создание обучающих роликов?
  • Как получить от эксперта нужную информацию для ролика?
  • Можно ли самостоятельно рисовать обучающие видеоролики не имея художественных навыков?
Для многих известно, что одним из инструментов проведения не напрягающего и увлекательного обучения является создание объясняющего видео. За счет краткости и простоты изложения материала, можно легко и быстро обучить персонал. Об этом инструменте можно посмотреть и послушать здесь: «Объясняющее видео про объясняющее видео J»

Теперь давайте рассмотрим технологию создания такого видео. Условно можно выделить 3 основных этапа:
  1. Погружение в тему
  2. Сторителинг
  3. Создание видеоролика

Погружение в тему

На вебинаре, первый пункт рассматривался на примере создания обучения по корпоративным ценностям: Лидерство, Эффективность, Продуктивность. На каждую тему необходимо сформировать команды из троих людей. Количество команд по одной теме может быть, как одна, так и несколько.


В команде для участников распределены роли:

Эксперт – сотрудник понимающий и владеющий нужными знаниями по теме.
Инопланетянин – сотрудник, который должен выяснить по теме максимум информации. Данная роль позволяет задавать абсолютно любые вопросы в том числе и глупые в рамках заданной темы.
Наблюдатель – фиксирует ответы эксперта и вносит их в специальную диагностическую карту. Пример карты можно посмотреть ниже.

Диагностическая смысловая карта

ПРИЧИНЫ
предпосылки
ИЗМЕНЕНИЯ
действия
СЛЕДСТВИЕ
результат


1) взаимодействующие субъекты: кто они, каковы их интересы, что они предпринимают для реализации своих интересов;
2) отношения субъектов: как субъекты взаимодействуют, какие существуют конфликты интересов;
3) ограничения: ресурсные, временные, технологические.
4) противоречия: такие состояния системы, которые не могут быть достигнуты одновременно (из двух зол выбирают...);
5) необходимость изменений: почему текущее состояние системы не может существовать бесконечно долго;
6) минимум три альтернативных сценария разрешения противоречий, оценка сценариев с точки зрения интересов различных субъектов;
7) "выстрел Авроры" - событие, запускающее фазовый переход.





1) Замысел: содержание сценария изменений - способа снятия ограничений и противоречий исходной системы;
2) Затраты: от кого и какие усилия потребуются для воплощения замысла;
3) Ресурсы: какие ресурсы и в каком количестве потребуются для воплощения замысла, кто владелец ресурсов;
4) Мотивация: почему те, у кого есть ресурсы, и те, от кого потребуются усилия, захотят содействовать воплощению замысла;
5) Противодействие: кто будет противодействовать и почему, каковы планы по нейтрализации противодействия;
6) Критерии успеха: при каких условиях можно считать замысел реализованным, почему невозможен "откат" к прежней ситуации;


1) Горизонты: ближний (сразу), среднесрочный, долгосрочный;
2) Открытия: что становится доступным в каждом из горизонтов;
3) Закрытия: что теряет актуальность, становится недоступным в каждом из горизонтов;
4) Интересы: оцениваем открытия и закрытия в каждом горизонте с точки зрения интересов каждого из субъектов.


Наличие этой схемы позволяет анализировать продукты, проекты, бизнес-модели, разрабатывать объясняющие сценарии. Использовать схему довольно просто (однако, нужно чтобы она поселилась в голове).

Возвращаемся к процедуре) Эксперт рассказывает о теме, отвечая на вопросы инопланетянина. Наблюдатель фиксирует ответы.


После того как были предоставлены ответы, происходит замена одного инопланетянина другим. Важно отметить, что каждый инопланетянин задает вопросы только в одном ключе по заданной теме (см. диагностическую карту):
  1. ПРИЧИНЫ. Причины появления. Актуальность темы.  (Инопланетянин 1)
  2. ИЗМЕНЕНИЯ. Шаги внедрения. Какие действия нужны для использования темы. (Инопланетянин 2)
  3. СЛЕДСТВИЕ. Будущее и последствие. Что будет происходить после внедрения указанной темы. (Инопланетянин 3)
Это же и будут разделы диагностической карты, которую использует наблюдатель.

Сторрителинг

Полученную и зафиксированную информацию по теме необходимо трансформировать в историю. Для истории нужно придумать сюжетную линию и персонажей. В этой истории персонаж сталкивается с какой-то проблемой, находит решение, внедряет его и получает определенный результат. Информация для истории берется из Диагностической карты. Для появления проблемы и поиска решений – Раздел «Причины появления. Актуальность темы.»  (Инопланетянин 1), для внедрения решения – Раздел «Шаги внедрения» (Инопланетянин 2), для описания результата - Раздел «Будущее и последствие» (Инопланетянин 3).
После этого историю необходимо озвучить и записать на звуковую дорожку.

Создание видеоролика

У нас уже есть озвученная история из трех сцен: Вступление и завязка; Кульминация; Завершение. Для каждой из сцен необходимо подобрать/нарисовать визуальные картинки. При этом даже, если у Вас нет хороших навыков рисования, можно обойтись и довольно схематическими рисунками. Это будет тоже довольно неплохо, ведь главное передать смысл.

Для тех кто хочет улучшить свой навык рисования, рекомендуем следующий список книг (без ссылок только названия)

  • Визуальные заметки на практике. Майк Роуди
  • Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. Майк Роуди
  • Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем. Дэн Роэм
  • Говори и показывай. Дэн Роэм
  • Скетчбук, который научит вас рисовать! Робин Ланда
  • Бла-бла-бла. Что делать, когда слова уже не работают. Роэм Дэн
  • Визуальное мышление. Роэм Дэн
Для разработки верстки ролика можно использовать следующее программное обеспечение:

По итогу у Вас может получится следующее интересное видео: https://youtu.be/082Ww8Igs60
Вот и все. Это был краткий обзор технологии упаковки знаний в видеоролики по мотивам одноименного вебинара.

Видео запись вебинара лежит здесь

Всем спасибо за внимание)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что мотивирует сотрудников к обучению?

Про курсы, на которые нет времени, или когда дело не в мотивации, а в стратегии

Симуляция ПО в Adobe Captivate