Как упаковать знания в видео-ролики (по материалам вебинара Евгения Медведева)
07 Июля 2016 г. в нашем
клубе «E-learning club» был проведен вебинар «Упаковка знаний в видеоролики». Спикером был
Евгений Медведев, продюсер, основатель студии объясняющего видео «Синяя
Лошадь».
Видео запись вебинара лежит здесь
Вебинар можно считать,
как состоявшейся. Для многих участников он был полезным и интересным. Входе
вебинара возникали частичные технические проблемы со звуком, поэтому решили
дополнительно еще написать о наиболее важных моментах по технологии упаковки
знаний в видеоролики. Информация взята с вебинара и отредактирована Евгением)))
Проблематикой и
потребностью в данной теме послужил поиск ответов на следующие вопросы:
- Как превратить корпоративное обучение в не сложное и увлекательное событие?
- Как максимально вовлечь экспертов в создание обучающих роликов?
- Как получить от эксперта нужную информацию для ролика?
- Можно ли самостоятельно рисовать обучающие видеоролики не имея художественных навыков?
- …
Для многих известно, что
одним из инструментов проведения не напрягающего и увлекательного обучения
является создание объясняющего видео. За счет краткости и простоты изложения
материала, можно легко и быстро обучить персонал. Об этом инструменте можно
посмотреть и послушать здесь: «Объясняющее видео про объясняющее видео J»
Теперь давайте рассмотрим
технологию создания такого видео. Условно можно выделить 3 основных этапа:
- Погружение в тему
- Сторителинг
- Создание видеоролика
Погружение в тему
На вебинаре, первый пункт
рассматривался на примере создания обучения по корпоративным ценностям:
Лидерство, Эффективность, Продуктивность. На каждую тему необходимо сформировать
команды из троих людей. Количество команд по одной теме может быть, как одна,
так и несколько.
В команде для участников
распределены роли:
Эксперт – сотрудник понимающий и владеющий нужными
знаниями по теме.
Инопланетянин – сотрудник, который должен выяснить по теме
максимум информации. Данная роль позволяет задавать абсолютно любые вопросы в
том числе и глупые в рамках заданной темы.
Наблюдатель – фиксирует ответы эксперта и вносит их в
специальную диагностическую карту. Пример карты можно посмотреть ниже.
Диагностическая смысловая карта
ПРИЧИНЫ
предпосылки
|
ИЗМЕНЕНИЯ
действия
|
СЛЕДСТВИЕ
результат
|
1) взаимодействующие субъекты: кто они, каковы их
интересы, что они предпринимают для реализации своих интересов;
2) отношения субъектов: как субъекты взаимодействуют, какие существуют конфликты интересов; 3) ограничения: ресурсные, временные, технологические. 4) противоречия: такие состояния системы, которые не могут быть достигнуты одновременно (из двух зол выбирают...); 5) необходимость изменений: почему текущее состояние системы не может существовать бесконечно долго; 6) минимум три альтернативных сценария разрешения противоречий, оценка сценариев с точки зрения интересов различных субъектов; 7) "выстрел Авроры" - событие, запускающее фазовый переход. |
1) Замысел: содержание сценария изменений - способа
снятия ограничений и противоречий исходной системы;
2) Затраты: от кого и какие усилия потребуются для воплощения замысла; 3) Ресурсы: какие ресурсы и в каком количестве потребуются для воплощения замысла, кто владелец ресурсов; 4) Мотивация: почему те, у кого есть ресурсы, и те, от кого потребуются усилия, захотят содействовать воплощению замысла; 5) Противодействие: кто будет противодействовать и почему, каковы планы по нейтрализации противодействия; 6) Критерии успеха: при каких условиях можно считать замысел реализованным, почему невозможен "откат" к прежней ситуации; |
1) Горизонты: ближний (сразу), среднесрочный,
долгосрочный;
2) Открытия: что становится доступным в каждом из горизонтов; 3) Закрытия: что теряет актуальность, становится недоступным в каждом из горизонтов; 4) Интересы: оцениваем открытия и закрытия в каждом горизонте с точки зрения интересов каждого из субъектов. |
Наличие этой схемы
позволяет анализировать продукты, проекты, бизнес-модели, разрабатывать
объясняющие сценарии. Использовать схему довольно просто (однако, нужно чтобы
она поселилась в голове).
Возвращаемся к процедуре) Эксперт рассказывает о
теме, отвечая на вопросы инопланетянина. Наблюдатель фиксирует ответы.
После того как были
предоставлены ответы, происходит замена одного инопланетянина другим. Важно
отметить, что каждый инопланетянин задает вопросы только в одном ключе по
заданной теме (см. диагностическую карту):
- ПРИЧИНЫ. Причины появления. Актуальность темы. (Инопланетянин 1)
- ИЗМЕНЕНИЯ. Шаги внедрения. Какие действия нужны для использования темы. (Инопланетянин 2)
- СЛЕДСТВИЕ. Будущее и последствие. Что будет происходить после внедрения указанной темы. (Инопланетянин 3)
Это же и будут разделы
диагностической карты, которую использует наблюдатель.
Сторрителинг
Полученную и
зафиксированную информацию по теме необходимо трансформировать в историю. Для
истории нужно придумать сюжетную линию и персонажей. В этой истории персонаж
сталкивается с какой-то проблемой, находит решение, внедряет его и получает
определенный результат. Информация для истории берется из Диагностической карты.
Для появления проблемы и поиска решений – Раздел «Причины появления.
Актуальность темы.» (Инопланетянин 1),
для внедрения решения – Раздел «Шаги внедрения» (Инопланетянин 2), для описания
результата - Раздел «Будущее и последствие» (Инопланетянин 3).
После этого историю
необходимо озвучить и записать на звуковую дорожку.
Создание видеоролика
У нас уже есть озвученная
история из трех сцен: Вступление и завязка; Кульминация; Завершение. Для каждой
из сцен необходимо подобрать/нарисовать визуальные картинки. При этом даже, если
у Вас нет хороших навыков рисования, можно обойтись и довольно схематическими
рисунками. Это будет тоже довольно неплохо, ведь главное передать смысл.
Для тех кто хочет улучшить свой навык рисования, рекомендуем следующий список книг (без ссылок только названия)
- Визуальные заметки на практике. Майк Роуди
- Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. Майк Роуди
- Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем. Дэн Роэм
- Говори и показывай. Дэн Роэм
- Скетчбук, который научит вас рисовать! Робин Ланда
- Бла-бла-бла. Что делать, когда слова уже не работают. Роэм Дэн
- Визуальное мышление. Роэм Дэн
Для разработки верстки
ролика можно использовать следующее программное обеспечение:
- Объясняшки (только в App Store). Как работать в программе можно посмотреть здесь.
- Videoscribe
- http://netology.ru/blog/6-servisov-dlya-sozdaniya-videoprezentaciy
По итогу у Вас может
получится следующее интересное видео: https://youtu.be/082Ww8Igs60
Вот и все. Это был
краткий обзор технологии упаковки знаний в видеоролики по мотивам одноименного
вебинара.
Видео запись вебинара лежит здесь
Всем спасибо за внимание)
Комментарии
Отправить комментарий