Геймифицируй это или геймификация в бизнесе на примерах
Автор: Елена Черныш, Взято отсюда: http://pg-group.co/mnenie/geymifitsiruy-eto-ili-geymifikatsiya-v-biznese-na-primerah/
Геймификация сегодня очень популярна и только ленивый
не знает о ней. Сегодня я расскажу в своей публикации о ее применении в
бизнесе: какие могут быть позитивные и негативные последствия данного решения.
Большинство статей на эту тему начинается с
определения этого термина. Не буду в этом оригинальной:
Игрофика́ция (геймификация
от англ. gamification) — применение подходов, характерных для игр, в
неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения
их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.
Наиболее известные у нас примеры реализации этого чуда
– соответствующие модули для MOCO и WebTutor. Кто-то ими уже пользуется, кто-то
о них только слышал.
Есть еще весьма успешный
проект «Пряники», который представляет из себя отдельный
портал (не СДО). Это что-то типа корпоративной социальной сети с менеджером
задач и рейтингом пользователей. Похоже на Битрикс24, на который приделали
функционал баллов и бейджей.
В сети несложно нарыть
массу статей о том, как здорово внедрить в своей компании бейджи и баллы за
какие-либо задачи и без особых денежных затрат повысить вовлеченность
сотрудников. Так что же, собственно, такое – этот заморский зверь под названием
«геймификация»?
Позитивные примеры геймификации
1. Баллы за работу сотрудника
На внутреннем портале компании или на отдельном сайте
создается инструмент для распределения задач по сотрудникам, в котором по
каждой задаче можно вести комментарии, выставлять оценки, фиксировать этапы
работы и отмечать успешность/эффективность ответственного.
Основная идея – руководитель оценивает работу по
каждой задаче и выставляет виртуальные баллы, которые могут быть доступны или
недоступны сотруднику.
ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ: оценка ежедневной работы часто
воспринимается сотрудниками как очередная аттестация, экзамен, а потому
вызывает негатив.
2. Виртуальное «спасибо» от коллег по работе
В ленте комментариев, на форуме, в личных сообщениях
или любом другом инструменте общения, сюда же включаем оффлайновое общение в
курилке, на кухне и еще где-нибудь, сотрудники периодически могут помогать друг
другу в решении не рутинных задач. Такая помощь обычно отмечается словом
«спасибо», и о ней мало кто знает.
В советские времена принято было вывешивать на «доске
почета» грамоты и благодарности. Сейчас этот функционал благодарностей
геймификация переносит онлайн.
Сотрудники благодарят друг друга не только словом, но
и баллами или специальной отметкой. Если грамота на бумаге воспринимается как
пережиток каменного века, то «лайк» – это очень современно.
3. Электронные значки для сотрудников
За разные действия сотрудник получает бейджи – это
виртуальные значки, которые отображаются в его профиле. Бейджи могут быть
выданы адресно (за несколько «спасибо»), по достижению какого-либо заранее
установленного показателя (выполнены в срок 5 задач подряд, написано 10
комментариев за день) или в качестве сюрприза (например, самому душевному
сотруднику, самому веселому или «повелителю кофейного автомата»).
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: часть бейджей
регламентируется заранее в правилах, а часть выдается без предупреждения, т.е.
о них знают только администраторы системы.
Это необходимо для того, чтобы разбавлять рабочий ритм
приятными сюрпризами. Все мы любим получить что-то бесплатно и без
предупреждения – для этого и нужны бейджи-сюрпризы, которые закрепят за
геймифицированной системой статус «приятной».
4. Уровни сложности для работы персонала
В геймифицированной системе, как и в любой игре,
должна быть циклическая динамика – «погружение» (знакомство с системой, легкий
уровень), «борьба 1» (выполнение задания с заранее установленным сроком и
наградой, сложность возрастает от уровня к уровню), «отдых 1» (после выигрыша
предыдущего этапа перед переходом к новому заданию), «борьба 2», «отдых 2» и
т.д.
Очевидно, что периодические задания рано или поздно
надоедают. Поэтому иногда (раз в 10-20 заданий) нужно вставлять особо сложную «борьбу».
В играх обычно это – последний уровень.
Но если мы планируем использовать геймифицированную
систему на постоянной основе, то у нас не может быть последнего уровня, всегда
будет что-то впереди.
5. Администратор для геймифицированной системы работы
Чтобы интерес сотрудников к «игре» не угас, необходим
хотя бы один администратор, который будет следить за динамикой «игроков» и
менять типы заданий с течением времени.
Все люди разные, всем нравятся задачи разного типа:
кто-то любит динамические стрелялки, кто-то балдеет от медленных шахмат, а
кто-то любит кроссворды или пазлы. Поэтому обязательно нужно выявить психотип
сотрудников и подбирать задачи с учетом их предпочтений.
Существует классификация игроков по Бартлу (был такой
программист и любитель игр):
·
киллеры
·
«достигатели»
·
социальные особи
·
исследователи.
О них неплохо написано
по-русски в одном блоге и
на Хабре. Эти четыре
типа игроков руководствуются разными психологическими механизмами.
Соответственно, для них нужно создавать разные условия игры.
Задача администратора геймифицированной
системы – на основе статистики (какие задания чаще и
лучше выполняются, какого типа бейджи пользуются популярностью) выявить
распределение типов игроков в вашей компании и составлять разные задачи для
разных сотрудников. Тогда всем будет интересно.
Почему геймификация не всегда работает
Обычно геймификация использует только внешние награды
– это очки, бейджи, рейтинг, награды и подарки (в том числе денежные премии).
Поэтому часто сотрудники переключаются с цели «работать качественно» на цель
«получить награду».
В чем вообще смысл геймификации
Все, что делает руководитель для своего бизнеса в
конечно счете сводится к повышению качества работы сотрудников без повышения
затрат. Поэтому руководителю нужно, чтобы сотрудники работали быстрее и/или
качественнее (без брака и ошибок). А сотрудники, получив пару бейджей и призов,
могут запросто переключиться на охоту за наградой.
ПОМНИТЕ: любую систему может перехитрить достаточно
пронырливый сотрудник.
Если у вас в компании есть тестировщики и
программисты – те вообще запросто могут «сломать» геймифицированный портал и
незаконно присвоить себе десяток бейджей.
Выход из этой ситуации –
после краткого этапа вовлечения постепенно переключать мотивацию с внешней на
внутреннюю.
Именно внутренняя мотивация – самый сильный и основной
двигатель в жизни любого человека. Поэтому бейджи и награды необходимо
продумывать так, чтобы сотрудник не просто получил какую-то вещь, а
почувствовал свою значимость в жизни компании, увидел свою ценность для других
и проникся нужными руководителю идеями.
Ох, как
тут попахивает обманом и манипуляцией. Да, у геймификации есть противники.
Негативные примеры геймификации
1. Стимулирование только внешней мотивации
Используя баллы, рейтинги и бейджи, вы стимулируете
только внешнюю мотивацию. А внешняя мотивация быстро надоедает и перестает
действовать. Нередки случаи, когда повышение зарплаты срабатывает раз или два,
но уже не мотивирует сотрудника на четвертый-пятый год работы. Таким образом,
используя искусственную геймификацию в виде наград, вы убиваете даже те крохи
внутренней мотивации, которые изначально присутствуют у сотрудника.
2. Намеренный обман сотрудников
Вы выдаете нужные вам активности за внутреннюю мотивацию.
Например, «останься поработать после шести бесплатно и получишь бейджик «самый
лучший сотрудник» — это эксплуатация чистой воды. Кто-то один может и
задержится после работы, а остальные сотрудники вас возненавидят.
Итак, чтобы геймификация прижилась и дала
результаты, необходимо тщательно подойти к подбору элементов геймификации
(выбрать виды заданий и виды наград), затем необходимо постоянно следить за
активностью сотрудников и корректировать и задания, и награды так, чтобы всем
было интересно продолжать играть по вашим правилам. Интересная работающая
система получится только после нескольких месяцев отладки и тестирования на
живых сотрудниках.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить