четверг, 29 декабря 2016 г.

Украинские e-learning-проекты. Кейс банка Михайловский (геймификация на учебном портале)

Кейс Банка Михайловский
ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УЧЕБНОМ ПОРТАЛЕ

Кому мешает звук, можно отключить, аудио-комментариев в ролике нет.

Описание проекта можно посмотреть тут:







Руководитель проекта - Александр Бичковский. Платформа WebTutor. Более детальной информации пока нет, хотя в ролике достаточно много интересных моментов продемонстрировано, которые можно уже использовать. Попробуем договориться, чтобы Александр рассказал о проекте на одной из очных встреч нашего клуба в Киеве. Следите за анонсами в группе. 


⇒ Это кейс из цикла публикаций о том, как реализовано электронное обучение в различных украинских компаниях. Если вы тоже хотите поделиться опытом и опубликовать свой проект - напишите мне. Для обсуждения кейсов приглашаю в нашу закрытую группу на фейсбук. Материалы беру из открытых источников в сети Интернет, а также из моих релизов по итогам различных открытых мероприятий. Подобные публикации находятся в блоге под ярлыком "кейс", чтобы вы могли легко их все найти и отследить новые. 

Марина Литвинова

вторник, 27 декабря 2016 г.

Тест не должен быть «оторван» от курса (о впечатлениях после конференции "Искусство разработки курсов")

Екатерина Шмаглина из MZ5 group, один из участников Corporate E-Learning Club и победитель нашей лотереи-приглашения на конференцию "Искусство разработки курсов" в Москве, поделилась своими впечатлениями. Читайте, вдохновляйтесь и обязательно планируйте участвовать не только в онлайн-конференциях, но и в очных мероприятиях. Живое общение и обмен опытом в атмосфере коллег это настоящий драйв!


Одним из новогодних подарков для меня стало приглашение на конференцию «Искусство разработки курсов», которая прошла 15 декабря 2016 в Москве. Было очень интересно, иногда даже поразительно. В голове прочно поселилась мысль о том, что при разработке курсов нельзя экономить на сценарии и дизайне. Иначе можно потерять не только деньги, но и время на разработку ненужного материала.
В программе конференции было выделено несколько блоков, в которые вошли лучшие курсы по результатам конкурса разработчиков:
- блок теории.
- блок отработки знаний,
- блок навигации,
- блок тестирования.
Самыми полезными для меня были курсы из блока «Отработка знаний»:  Диалоговый тренажёр "Психологические аспекты переговоров" (Efes RUS) и Тренажёр по продаже страховых продуктов (ВТБ Страхование). 
Ещё раз убедилась, что обучающие диалоги отлично подходят для отработки навыков эффективной коммуникации с клиентами. Мы в компании 3 года работаем в CourseLab, пользовались пробными версиями разных продуктов –  articulate storyline, SalesUP, BranchTrack, Ispring. В ноябре мы создали первый тренажёр. Использовали пробную версия Ispring. Нам понравился инструмент – удобный, понятный. Тренажёр по выявлению потребностей создал очный тренер за неделю. При том, что сотрудник видел программу впервые и помимо этой задачи была масса других. 
Понравилась идея того, что тест не должен быть «оторван» от курса. Кстати, наши тесты в курсах сейчас - это светлый фон и вопросы с вариантами ответа. На конференции увидела примеры, как можно сделать это иначе в курсах: Юлмарт – «Курс про курсы» (внутренняя разработка) и Castorama RUS «Химикаты» (разработка eLearning center). 

Также впечатлил курс «Первая помощь» (SIKE - внутренняя разработка) – понравилось, что в курсе идёт сразу и теоретическая часть, и отработка знаний с визуализацией последствий действий слушателя.

Больше всего меня конечно же понравились курсы победителей турнира разработчиков! Да, идея и вовлекающий сюжет – это мощь и сила, которая поможет сделать обучение успешным. Курс про исчезновение HR-ов навсегда в моем сердце! Хотя бы потому, что я сама HR. А в целом, очень хороша идея курса – не просто описание функционала, а интересная история, после которой слушатели видят, что HR – это суперпомощники бизнеса! 
На конференции я осознала, что мы в компании на верном пути в разработке курсов. Например, мы интуитивно стали уходить от псевдоинтерактивности в курсах, стараемся использовать закрытую навигацию только в исключительных случаях, активно используем сторителлинг.

 Спасибо организаторам и всем участникам конференции за идеи и вдохновение! 

Победители предновогоднего розыгрыша

Автор: Марина Литвинова
Спасибо всем, кто нашел время и возможность забежать к нам на вебинар-розыгрыш от Corporate E-Learning Club. Также хочу поблагодарить наших партнеров (iSpring, Гиперметод, eTutorium и Collaborator) и пожелать победителям удачных онлайн-проектов! А мы будем ожидать от них кейсов по внедрению LMS, проведению вебинаров и разработке электронных курсов.

ПОБЕДИТЕЛИ:
Приз среди спикеров нашего клуба - подписка на 6 месяцев на средство для разработки курсов iSpring Suite.
Победитель: Андрей Кубай (Andrew Kubay), SweetRush
Приз - на 1 месяц аренда платформы вебинаров eTutorium.
Победитель: Вадим Демченко (Vadym Demchenko), IDS Aqua service
Приз - на 6 месяцев аренда LMS eLearning Server 4G (Гиперметод)
Победитель: Maka Mzhavanadzeе, QBQ (Грузия)
Приз - на 6 месяцев аренда Assessment Tools (Оценка персонала, Гиперметод)
Победитель: Вадим Демченко (Vadim Demchenko), IDS Aqua service
Приз - на 6 месяцев лицензия на eAuthor CBT (Конструктор электронных курсов, Гиперметод).
Победители: Вадим Демченко (Vadim Demchenko), IDS Aqua service и Сергей Конев, Burpeecomua
Приз - на 12 месяцев сертификат на SAAS-решение LMS пакет "Стартовый" от Collaborator
Победитель: Alexey Voronkin, Областное муз. училище им. С. С. Прокофьева
Приз - на 12 месяцев сертификат на SAAS-решение LMS пакет "Бизнес" от Collaborator
Победитель: Віталій Паньковець, Е-КОМ
Приз - на 12 месяцев сертификат на SAAS-решение LMS пакет "Компания" от Collaborator
Победитель: Вадим Демченко (Vadim Demchenko), IDS Aqua service

Со всеми победителями свяжусь лично.
Вопросы можно в месcенджер FB: https://www.facebook.com/marina.litvinova
P.S. Облачную LMS будем разыгрывать в след.году, так как не набрали достаточное количество участников для розыгрыша.


четверг, 22 декабря 2016 г.

Украинские e-learning-проекты. Кейс линии магазинов "Ева" (LMS: контент, процессы, геймификация)

Автор: Марина Литвинова

Этим кейсом я открываю ряд публикаций о том, как реализовано электронное обучение в различных украинских компаниях. 

Это будет уникальный проект, подобно которому я не встречала на украинских e-learning-ресурсах. Почему? Во-первых, это будут реальные проекты с презентациями, описаниями, комментариями спикеров. Во-вторых, все они будут находиться в одном месте - этом блоге - и их легко будет найти по слову "кейс" в ярлыках. В-третьих, они будут публиковаться постоянно. 15 проектов я вам обещаю точно. Так что следите за обновлениями блога. 

Зачем это вам? Помню, когда впервые я увидела, как делают e-learning в других компаниях (Саммит разработчиков курсов, 2012, Москва) это было для меня настоящим инсайтом! Тогда я поняла, как важно не замыкаться внутри своей компании, знакомиться с коллегами и другими проектами, делиться своим опытом и перенимать опыт других. Поэтому я хочу вам дать эту возможность - смотреть на хорошие украинские проекты в сфере онлайн-обучения. 

Зачем это мне? Люблю, когда люди развиваются и учат этому других. Это не реклама. Проект бесплатный. Если вы тоже хотите поделиться опытом и опубликовать свой проект - напишите мне.

Материалы буду брать из открытых источников, а также из моих релизов по итогам различных мероприятий. 

Для обсуждения этих кейсов приглашаю в нашу закрытую группу на фейсбук. 


Кейс линии магазинов "Ева".
МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ. УСПЕХИ И «НАБИТЫЕ ШИШКИ» 
В РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

По материалам конференции elforum2016
Презентация спикера

Екатерина Быкова стала для меня очень приятным открытием. Мне все же удалось на конференции поблагодарить ее за реально интересный доклад, а также за качественное выступление. Хотя я с трудом пробилась через толпу участников, у которых было море вопросов после выступления. В общем, рекомендую обратить внимание на этот очень достойный e-learning проект и найти в сети презентацию, когда ею поделятся организаторы конференции. 

Тезисы:
  • На данный момент используют разные виды контента: scorm курсы для персонала розницы, вебинары, короткие видео уроки по 10-15 минут, в том числе есть оценка 360 и некоторые другие процессы, гармонично связанные с обучением. 
  • Результаты обучения сотрудников влияют на систему мотивации персонала: в зависимости от набранных баллов по обучению начисляются баллы в систему мотивации
  • Платформа: Moodle,  доработанный
  • Средство для разработки курсов: Storyline
  • Курсы разрабатываются с учетом принципов запоминания инф-ции (например, возврат к предыдущему блоку), рекомендаций по пед.дизайну,  визуализации, есть интерактивы и практ задания. (О чем кстати мы говорили во время вебинара о трендах - Ссылка)
  • Курсы часто делаются в формате кейсов, где есть историй с главным героем - сотрудником магазина Ева. Ввели эту практику с 2014 года, в результате чего % прохождения вырос с 80 до 98 %.
  • В курсах происходит отработка навыков консультирования клиентов
  • Также отработка навыков после видео курсов или вебинаров происходит через аудиторное обучение (я так поняла, в зависимости от темы и возможности отработки в онлайн иои оффлайн формате)
  • Планируется серия видео уроков для розницы
  • Учтены особенности быстрого обучения, отсутствия персонального компьютера у сотрудников в магазинах и активный темп работы персонала
  • Сотрудники сами просят "мультик" (скорм курс) вместо инструкций в том числе потому, что существует обратная связь: сотрудникам задают вопросы о том, в каком виде они хотят пройти обучение, понравился ли пройденный курс, и на основании ответов настраивается процесс обучения
Шишки, которые набили в "Еве" при внедрении LMS:
- контроль присутствия на вебинаре (переклички, точечные вопросы конкретным людям)
- отвлечение на рабочие процессы (поису оптимального времени и дня)
- слабый уровень коммуникации (обратная связь, интерактивы)
- низкий уровнь восприятия новичками (в программу обучения включаются участники со стажем от 3 мес, это речь о специальных школах).

Итоги внедрения LMS:
- сокращение расходов на обучение и трудозатрат по сравнению с очным форматом
- увеличение количества обученных сотрудников за счет онлайн инструментов.

В компании существует и геймификационный проект ЕваМания:
  • В компании существует единый механизм вовлечения персонала
  • Учитываются все-все активности сотрудника в компании: обучение,  участие в проектах компании, социальная деятельность, результаты KPI и т.д.
  • "Евочки" баллы за деятельность, плюсик уже только за само название и за мультяшных девочек-евочек, может потом из презентации вытяну и добавлю.
  • Есть система благодарности коллегам
  • Есть рейтинги, а этотздоровая конкуренция, по наблюдениям учебного центра работает очень эффективно
  • Итоги игры: призы, подарки, реальные путешествия
  • Удается удерживать внимание на игре вот уже 2 года (это правда круто для геймификационного проекта)
  • Происходит постоянный пересмотр игры, правил, элементоа
  • Вовлечены топ менеджеры и руководство департаментов
  • Постоянно добавляются новые акции, лотереи, конкурсы
Вот! В украинском e-learning тоже есть аналог программы благодарности одного из российских проектов.

среда, 21 декабря 2016 г.

Только раз в году! Подарки для участников Corporate E-Learning Club!

Дарим подарки для участников Corporate E-Learning Club!
В розыгрыше участвуют e-learning специалисты из нашего клуба (регистрация тут http://elclub.com.ua/). Сотрудники компаний-провайдеров или разработчиков электронных курсов не принимают участие.
Такую акцию поводим только один раз в год! В прошлом году мы разыгрывали призы на встрече экспертов e-learning, в этом году проведем в формате вебинара. Не забудьте заполнить анкету, чтобы получить возможность выиграть один из подарков от наших партнеров!

Среди призов в этом году:
1) аренда различных LMS-решений, в том числе SAAS, от компаний Collaborator и Гиперметод,
2) аренда платформы для проведения вебинаров от компании eTutorium,
3) лицензия на инструмент для разработки курсов eAuthor от компании Гиперметод.

Специальный приз будет разыгран среди спикеров нашего клуба  - подписка на 6 месяцев на средство для разработки курсов iSpring Suite.

И еще один специальный приз мы разыграем среди участников предновогоднего вебинара 27.12.2016 - подписка на LMS iSpring Online (6 месяцев 50 пользователей)


АНКЕТА для выбора подарков: https://goo.gl/forms/U0Q5N8yBZtBFX1M32 

вторник, 20 декабря 2016 г.

Техника пустого инбокса в e-learning для мотивации опытных сотрудников

Техника пустого инбокса в e-learning для мотивации опытных сотрудников - это очень интересная идея, предложенная Мирославом Боцулой на киевской конференции ELFORUM 2016. 

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ спикера >>>

Когда может пригодиться техника пустого инбокса?

В корпоративной среде мы с вами обучаем взрослых людей, основная задача которых - работать, поэтому обучение у них на втором плане. Можно выделить три категории сотрудников: новички, карьеристы, бывалые (категория, в которую со временем переходят и новички, и карьеристы). Как бывалый реагирует на обучение? Или скептично, или с сопротивлением. Как мотивировать "бывалого" на обучение? Сделать обучение частью работы. Как раз с помощью техники пустого инбокса.

В чем смысл это идеи?


Идея пустого инбокса - это метод упорядочивания своих дел из книги Дэвида Аллена "Как привести дела в порядок" (Getting Things Done GTD).

Тут есть книга в кратком изложении >>>

Чтобы GTD  заработало, нужно пояснить бывалому сотруднику моментов:
- чем его работа важна для компании
- чего сотрудник может добиться через несколько лет
- за что сотрудник отвечает в компении и что ему нужно сделать в будущем

Инбоксы должны быть удобоваримыми. Это микрокурсы, короткие видеоролики,  книги, опросы, статья, тест, презентация, документ. Задача должна выполняться быстро: до 1 часа в неделю.

Рекомендации о том, как сократить информацию, ищите в книге "Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст (книга Главреда)" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Можно поискать статьи этих авторов просто в сети Интернет.

Мирослав уже провел анализ такой методики и говорит, что со временем люди включается в такой формат обучения и хорошо его воспринимают, хотя по началу и могут выполнять задачи нерегулярно. Но, в итоге, переполненные боксы начинают раздражать и человек подсознательно стремится освободить. В мотивации к этому действию поможет еженедельный обзор: получено задач, выполнено, провалено, набрано баллов, какое количество задач на след неделю. Это можно хорошо визуализировать (например, количество заданий отображает на плаву ваш корабль или, увы, тонет). Добавить регулярность: представьте, что это одна серия сериала каждый вторник.

Как реализовать технику пустого инбокса?

Выше мы говорили о том, что нужно сделать обучение частью работы. Для этого необходимо:
1) Чтобы обучение стало решением конкретной рабочей задачи
2) Чтобы обучение приносило пользу
3) Сделать процесс простым
4) Убрать потерю времени из за лишней информации
5) Помочь сотрудникам организоваться в обучении
6) Ненавязчиво дисциплинировать, незаметно приучить к обучению
7) Влиять на получаемые сотрудниками блага для мотивации к обучению

Какими инструментами это сделать? - Календарь - долгосрочная перспектива,
- Расписание - перспектива на неделю
- Стек заданий - инбоксы, в которых то, что я могу сделать прямо сейчас. Задача - держать инбокс пустым. Отработал задачу - ушла из бокса.




понедельник, 19 декабря 2016 г.

Итоги года и предпраздничные сюрпризы от Corporate E-Learning Club

Близится конец года, и каждый из нас, задумывается о том, что ... скоро праздники! А это значит, что можно будет немного переключиться и вдохновиться. И потом с новыми силами покорять новые вершины!

Что же удалось покорить Corporate E-Learning Club в этом году?

В 2016 мы провели одну неформальную встречу корпоративных экспертов e-learning, где обсудили тестирование, вебинары и минимализм в обучении.  Да, всего одну, зато по результатам годового опроса участников мы точно понимаем, что вы ожидаете возобновления этих встреч. И они будут! Просто дело в том, что мы сформировали площадку для проведения вебинаров и общения участников -  http://elclub.com.ua/ - и были полностью поглощены ее настройкой, наполнением и освоением. В течение этого года, мы организовали 11 бесплатных вебинаров, приглашая спикеров - экспертов в e-learning из Украины и России. А еще мы кропотливо систематизировали все записи, презентации, конспекты идей этих вебинров и выложили их в блоге, чтобы вы не скучали в период новогодних каникул :-) И плюс собрали украинские e-learning блоги и проанализировали тренды в онлайн обучении на 2017 год. Также мы попробовали себя в новой роли и выступили в качестве информационного партнера в онлайн-мероприятии "Смарт:платформа:LIVE" и в конференции ELFORUM 2016 в Киеве. Много полезной информации, в том числе материалы, киевской конференции можно найти в нашем блоге.

В 2017 году мы планируем продолжить проведение вебинаров, возобновить очные мероприятия, а также активно публиковать интересные и полезные посты в блоге Corporate E-Learning Club. 

А теперь о подарках! У нас проходит акция для участников Corporate E-Learning Club от провайдеров LMS и разработчиков электронных курсов, работающих на украинском рынке e-learning. Детали смотрите в нашей группе на Facebook.


Ваш Corporate E-Learning Club

пятница, 16 декабря 2016 г.

Материалы вебинаров Corporate E-Learning Club (2016)

1. "Как обойти "айсберги" в e-learning или 15 ошибок при внедрении и развитии проекта"
Марина Литвинова. Валерий Задавысвичка, основатели Corporate E-learning Club, г. Киев

2. "Типографика: о шрифтах с любовью"
Константин Бугайчук, преподаватель Харьковского национального университета внутренних дел
3. "Персонаж электронного курса: кто он?"
Спикер: Татьяна Гончарова, участник и спикер Corporate E-learning Club, г. Киев
4. "Мотивация в e-learning"
Елена Тихомирова, генеральный директор elearning center, г. Москва
5."Технология упаковки знаний в видеоролики своими силами"
Спикер: Евгений Медведев, студия "Синяя лошадь", г. Киев
6. "Возможна ли геймификация на учебном портале"
Спикер: Алексей Корольков, генеральный директор WebSoft, г. Москва

7. "Как разрабатывалась обучающая игра "Медиаграммотная миссия"
Спикер: Светлана Семенюк, Техноматика, г. Киев

8. "Эйдетика как способ обучения"
Юрий Копанчук, Uptosmart
9. "Меню электронного курса в Adobe Captivate 9"
Елена Черныш, PG Group

10. "Long Read в обучении"

Мирослав Боцула, Collaborator
11. Обзор e-learning трендов 2017 (по материалам вебинара к ELFORUM 2016) 
Марина Литвинова, E-Learning PRO, Corporate E-Learning Club





Впечатления, идеи, кейсы и материалы конференции ELFORUM '16

Автор: Марина Литвинова

http://elf.etutorium.com/
  • более 200 участников
  • 21 спикер
  • активный нетворкинг
  • насыщенная программа
  • презентации спикеров (скачать)
  • фото
Некоторые идеи выступлений с более детальным описанием тех кейсов, которые субъективно для меня показались интересными и практическими. 

На мероприятии было два потока: 1) обучение как бизнес (в большей степени нацелен на преподавателей и учебные центры, которые хотят перевести очное обучение в формат e-learning). 2) корпоративное обучение (нацелен на аудиторию e-learning специалистов в компаниях). Я посмотрела один доклад в первом потоке и потом до конца мероприятия была во втором, пропустив только первый доклад про вебинары. Кстати, мои коллеги рассказывали, что было интересно.


Первый поток "Обучение как бизнес" (только первый доклад, все остальные можно посмотреть в mindmap одного из участников)

Константин Бугайчук, Научно-исследовательская лаборатория ХНУВД
Тема: ОНЛАЙН-КУРС: С ЧЕГО НАЧАТЬ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИю >>>

Константин очень интересный пример спикера с академической подготовкой и корпоративными языком подачи информации. А еще он увлекается презентациями, визуализациями и типографикой (шрифты). При этом рассказывает всегда непринужденно и по существу. 

Тезисы:
  • В начале внедрения нужно честно ответить себе на вопрос: зачем нужен онлайн формат
  • Если поставленные задачи можно решить без онлайн, то стоит так и сделать
  • Есть масса бесплатных интрументов для онлайн: почта, скайп, гуглдиск, соц сети, мудл с системой вебинаров, если вы хотите вначале попробовать
  • Если вы просто выложили текст онлайн и при этом нет взаимодействия, то это не обучение
  • Идея перевернутого класса: более сложная деятельность с преподавателем, более простая с родителями/самостоятельно, см. Таксономию Блума
  • Важно знать основные ошибки внедрения онлайн обучения, разработки контента и поддержки пользователей 
  • Константин рекомендовал прочитать книгу "Приемы педагогической техники" (А.А.Гин). Особенно для понимания мотивации учеников.


В презентации был полезный слайд, который все фоткали, так называемый чек-лист для оценки качества электронного курса. Лучше, если вы его разработаете именно для вашей компании. Но базовый перечень критериев для оценки курса можно взять у Елены Тихомировой вот тут


Второй поток "Корпоративное обучение" (кроме первого доклада)

Светлана Семенюк из компании Техноматика рассказала про разработку интерактивного курса на основании шаблонов, продемонстрировала подборки персонажей и структур для слайдов. Основные тезисы:
  • Интерактивный курс дает хорошую обратную связь с визуализацией последствий (неверно закинул ингредиенты в печку, печка взорвалась, пример из курса вне выступления, но хорошо отражает идею)
  • Шаблоны/быстрый e-learning это как фастфуд эл.обучения: хорошо, но в меру
  • Простые шаблоны для курсов можно найти на стоках. Красиво, платно.
От себя добавлю,  что в шаблонах часто используются различные персонажи,  и ассоциации с такими персонажами и элементами шаблона должны быть четкими и не мешать усвоению информации. И еще я думаю, что лучше заказать разработку набора шаблонов для корпоративных курсов, чем подбирать курс под один из доступных шаблонов в стоке.


Ирина Михалева из SmartMe University рассказывала про LMS под ключ на основе одного из облачных решений. Сам проект (кейс ПравэксБанка) мне не удалось прочувствовать, возможно, потому что он еще "юный" или потому, что акцент был на контенте, а структуры не было видно. И в то же время, спикер был явно воодушевлен и доволен проектом, а разве не это самое важное? Когда есть вдохновение, то легко двигаться дальше. Почему отказались от одной платформы взамен другой, тоже не ясно. Зато для себя я поняла неактуальность вопроса "Какая у вас установлена платформа?". Восторг видео-контентом, о котором упоминали в кейсе, особенно качественным видео, вполне объясним. Этим сейчас все увлечены. Неоднократно на конференции говорили про видео-ролики, их разработку, длительность видео, требования к качеству съемки, озвучки и так далее. Наверное, надо что-то посоветовать по этой теме, поэтому вот: Как упаковать знания в видео-ролики (по материалам вебинара Евгения Медведева)


Екатерина Быкова, Линия магазинов EVA
Тема: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ. УСПЕХИ И «НАБИТЫЕ ШИШКИ» В РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Екатерина стала для меня очень приятным открытием. Мне все же удалось на конференции поблагодарить ее за реально интересный доклад, а также за качественное выступление. Хотя я с трудом пробилась через толпу участников, у которых было море вопросов после выступления. В общем, рекомендую обратить внимание на этот очень достойный e-learning проект и найти в сети презентацию, когда ею поделятся организаторы конференции. 

Тезисы:
  • На данный момент используют разные виды контента: scorm курсы для персонала розницы, вебинары, короткие видео уроки по 10-15 минут, в том числе есть оценка 360 и некоторые другие процессы, гармонично связанные с обучением. 
  • Результаты обучения сотрудников влияют на систему мотивации персонала: в зависимости от набранных баллов по обучению начисляются баллы в систему мотивации
  • Платформа: Moodle,  доработанный
  • Средство для разработки курсов: Storyline
  • Курсы разрабатываются с учетом принципов запоминания инф-ции (например, возврат к предыдущему блоку), рекомендаций по пед.дизайну,  визуализации, есть интерактивы и практ задания. (О чем кстати мы говорили во время вебинара о трендах - Ссылка)
  • Курсы часто делаются в формате кейсов, где есть историй с главным героем - сотрудником магазина Ева. Ввели эту практику с 2014 года, в результате чего % прохождения вырос с 80 до 98 %.
  • В курсах происходит отработка навыков консультирования клиентов
  • Также отработка навыков после видео курсов или вебинаров происходит через аудиторное обучение (я так поняла, в зависимости от темы и возможности отработки в онлайн иои оффлайн формате)
  • Планируется серия видео уроков для розницы
  • Учтены особенности быстрого обучения, отсутствия персонального компьютера у сотрудников в магазинах и активный темп работы персонала
  • Сотрудники сами просят "мультик" (скорм курс) вместо инструкций в том числе потому, что существует обратная связь: сотрудникам задают вопросы о том, в каком виде они хотят пройти обучение, понравился ли пройденный курс, и на основании ответов настраивается процесс обучения
Шишки, которые набили в "Еве" при внедрении LMS:
- контроль присутствия на вебинаре (переклички, точечные вопросы конкретным людям)
- отвлечение на рабочие процессы (поису оптимального времени и дня)
- слабый уровень коммуникации (обратная связь, интерактивы)
- низкий уровнь восприятия новичками (в программу обучения включаются участники со стажем от 3 мес, это речь о специальных школах).

Итоги внедрения LMS:
- сокращение расходов на обучение и трудозатрат по сравнению с очным форматом
- увеличение количества обученных сотрудников за счет онлайн инструментов.

В компании существует и геймификационный проект ЕваМания:
  • В компании существует единый механизм вовлечения персонала
  • Учитываются все-все активности сотрудника в компании: обучение,  участие в проектах компании, социальная деятельность, результаты KPI и т.д.
  • "Евочки" баллы за деятельность, плюсик уже только за само название и за мультяшных девочек-евочек, может потом из презентации вытяну и добавлю.
  • Есть система благодарности коллегам
  • Есть рейтинги, а этотздоровая конкуренция, по наблюдениям учебного центра работает очень эффективно
  • Итоги игры: призы, подарки, реальные путешествия
  • Удается удерживать внимание на игре вот уже 2 года (это правда круто для геймификационного проекта)
  • Происходит постоянный пересмотр игры, правил, элементоа
  • Вовлечены топ менеджеры и руководство департаментов
  • Постоянно добавляются новые акции, лотереи, конкурсы
Вот! В украинском e-learning тоже есть аналог программы благодарности одного из российских проектов.


Станислав Загурский из компании Колорис рассказал про игровой симулятор. В бОльшей степени речь шла о функционале продукта с акцентом на готовые шаблоны и возможность использовать нелинейные сценарии в курсах.

Кто не знает, нелинейный сценарий это когда курс ведет не по одному пути всех, а по разным, в зависимости от изначального функционала (спец/рук), результатов предварительного теста (хорошо/плохо/уровни) или в зависимости от действий ученика непосредственно внутри курса). Нелинейные сценарии могут быть созданы различными инструментами для разработки электронного контента. Детальнее можно почитать про преимущества нелинейных курсов тут.

Я бы с осторожностью отнеслась к выступлениям, которые акцентировались на инструментах,  а не на методике, цели и задачи обучения. Особенно для новичков, такой подход может быть опасным. Потому что они могут начать именно с использования инструментов (ведь это просто и даже красиво) и непосредственно с разработки курсов, в то время как нужно начать с анализа целей, аудитории обучения, правил проектирования и подбора подходящего инструмента. Потом уже можно и шаблоны, и симуляторы и другие эксперименты. А вот азы проектирования были в первом потоке, но в тот момент я была в корпоративном зале.  Если вы новичок и для вас актуальна тема разработки (а правильнее - проектирования) курсов, то почитайте вот тут.


Андрей Кубай, Ведущий инженер американской компании Sweetrush Inc. (США)
Тема: ВСЯ ПРАВДА О МОБИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Андрей - представитель американской компании на украинском рынке e-learning, поэтому я всегда с большим интересом отношусь к его докладам. Это возможность взглянуть с другой стороны и подорвать какие-то наши шаблоны. В этот раз Андрей рассказал всю правду о мобильном обучении и показал примеры реальных курсов.

Тезисы:
  • Активную разработку мобильных проектов в компании Sweetrush начали уже 3-4 года назад 
  • Необходимо помнить, что mlearning это в первую очередь способ доставки контента
  • Мобильное обучение имеет специфический формат и требует особого подхода
  • mlearning пострадал от wow эффекта, поэтому важно понимать его сильные и слабые стороны
  • Плюсы: доступность, удобство процесса обучения, гибкость способа доставки контента, мобильность в плане возможности передвижения без ограничений в процессе обучения и как следствие повышение мотивации.
  • Минусы: мобильный интернет, особые требования к подготовке контента, внешние раздражители
  • Рекомендации к разработке mlearning курсов курсов аналогичны разработке курсов, которые проходят на ПК: тщательный анализ целевой аудитории и ее возможностей обучения, анализ технических ограничений (размер монитора, безопасность пользования корпоративными ресурсами, качество мобильного интернета)
  • Инструменты для разработки контента в том числе в формате mlearning (примеры): Articulate Storyline,  Adobe Captive,  Adapt (бесплатно). У каждого свои плюсыи минусы,
  • Масшабируемость текста и гибкость контента на мобильном телефоне это разные вещи. Важна возможность настройки таких моментов, как например, размер шрифта (вместо просто масштабируемости страницы).


* По результатам опроса среди наших участников оказалось, что только около 5% аудитории конференции, у которой внедрена LMS, используют мобильные форматы обучения.

Валерий Задавысвичка, Corporate E-Learning Club, Пиреус Банк
Тема: КАК НЕ СВЕСТИ С УМА СОТРУДНИКА В ПЕРИОД ЕГО ЭЛЕКТРОННОЙ СТАЖИРОВКИ.

Кейсы из банковской сферы встретишь не так часто. Учитывая мой 7-ми летний опыт работы в банковском онлайн-обучении, мне всегда интересно заглянуть за кулисы учебного центра одного из банков. И в данном случае также хотелось поддержать моего партнера по Corporate E-Learning Club.

Тезисы: 
  • Проект онлайн-стажировки реализован с помощью LMS Moodle Corporate и Outlook 
  • Стажировку проходят сотрудники фронт-офис (отделений банка) 
  • Онлайн-формат помогает быстрой адаптации новичков 
  • Сам проект постепенно развивался с 2010 до 2016 года, и в 2016 была реализована текущая версия онлайн стажировки. Постепенно был налажен процесс обучения, требования к разработке курсов и тестов. Со временем перешли от количества тестов к их качеству, когда лучше меньше, но лучше, и со сложными выборками для исключения списывания. 
  • Стажировка длится 10 рабочих дней. Только после успешного прохождения стажировки (не менее 80% баллов по каждому тесту) сотрудник получает доступ к банковским программным комплексам. В течение 2016 года прошли обучение 62 стажера. Проект модернизировал в 2016  1 специалист - менеджер по дистанционному обучению. 
  • Контроль качества обучения не формально выполняет руководитель + существует программа "Тайный покупатель"+ учебный центр выборочно может проводить устный опрос сотрудника по уже сданным тестам. Для отработки навыков по знаниям банковских продуктов, полученных в процессе стажировки, проводится очный тренинг.
Проблемы, которые пришлось решать во время настройки онлайн-стажировки: 
- поддержка актуальности каталога курсов (как альтернатива всегда есть информация на внутреннем портале)
- ошибки в тестах (найденная ошибка дает дополнительные баллы нашедшему)
- списывание и формальность обучения (PR самой цели обучения для сотрудника как мотивационный момент для честности)

Принципы, которых придерживается учебный центр банка: 
- дать возможность сотруднику находить нужную инф в нужный момент, возможно даже в процессе обслуживания клиентов (СППР - система поддержки принятия решений)
- научить находить нужную информацию,  а не списывать готовые ответы.

Участники конференции задавали вопросы о синхронизации программы стажировки с кадровой системой учета персонала, о тайминге тестирования, о том, какие процессы были автоматизированы и каким образом, как много открытых тестовых вопросов, какое количество попыток разрешено для успешной сдачи теста.

Кстати, в течение всей конференции всплывала тема проверки самостоятельной сдачи теста, невозможности списать, честности обучения.  Об этом напишу отдельно, так как разгорелась целая дискуссия.


Евгений Бондарец из DynEd Ukraine рассказал про изучение иностранного языка при помощи традиционных офлайн и онлайн инструментов: особенности, нюансы и подводные камни. Подчеркнул, что 74% мирового контента в сети Интернет размещено именно на английском языке. Владение языком - это навык, который необходимо оттачивать регулярно, еще лучше ежедневно. Сам процесс запуска обучения языку в формате онлайн можно разбить на три части: 1) оценочный тест, до 30 мин, уровень знаний, 2) учебный план в зав от уровня знаний, 3) непосредственно процесс обучения, оценка знаний, консультации с учителем.


Максим Шкилев, Бизнес-тренер 
Тема:  КАК СВОИМИ СИЛАМИ ПОСТРОИТЬ УПРАВЛЯЕМУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ОТ 200 ДО 1000+ СЛУШАТЕЛЕЙ

Тезисы:
  • Как своими силами построить управляемую систему смешанного обучения: 1) проектирование (mind map), 2) наполнение контентом, обязательно дать сценарий действия, помочь отработать навык, 3) дать вводную информацию сотруднику понятным языком, инструкции по обучению (видео, скрин касты), лендинги, реклама, анонсы, кабинет слушателя
  • Управляемая система обучения смешанного формата строится на основе базы знаний (тут снова вспомним о тренде смешанного обучения). Элементы используются в различных учебных процессах. 
Важными составляющими управляемой системы смешанного обучения являются:
- бенчмаркинг - демонстрация мнения других людей и в сравнение со своим мнением, в форумах, вопросах, ответах. 
- рассылки писем, планирование автоматических рассылок при определенных условиях, анализ статистики рассылок.  
- настроить систему так, чтобы основная часть действий была автоматизирована.
- четкое понимание того, что должно быть в онлайне, а что в оффлайн. 
- использование различных инструментов, в том числе простых и бесплатных: Hangouts, Youtube (видео), Mindmeister (схемы), Canva.com (дизайн), Lucidchart (диаграммы, графики), Prezi (презентации).

Максим высказал мнение, что оффлайн - это формат именно для общения и сравнения своих достижений с достижениями коллег, а онлайн - формат для отработки навыков на реальных клиентах (например, видео-запись диалога с реальным клиентом и его анализ). Тут же из аудитории возникло возражение о невозможности отработать soft skills навыки в онлайн-формате. Максим подтвердил, что в некоторых случаях это будет трудозатратно в части анализа и для B2B-продаж больше подойдет оффлайн-отработка.


Евгений Штеменко, Comfy
Тема: ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МАКСИМУМ?

Евгений порадовал отличным кейсом о реализации LMS в компании. Проект существует достаточно давно. Изначально был реализован на платформе от Гиперметода, но ее уже основательно "доработали". В данный момент онлайн-обучением занимаются 3 сотрудника.

ТЕЗИСЫ:
  • Программы подготовки стажера, наставничества и кадрового резерва полностью автоматизированы для удобства управления ими. Мы узнали, как построены программы, как анализируются результаты, кто какие роли выполняет в этом процессе, как обновляются данные. Было много отличных скринов, так что отслеживайте, когда на ресурсах конференции появится презентация доклада.
  • В компании популярен видео-контент. Были продемонстрированы отличные примеры во время доклада.
  • Существуют проекты "Comfy wiki" и "Инфоритейл" (база информации для сотрудников розницы). При этом есть возможность просмотра информации через мобильный телефон. 
  • Проект "Справка" служит для проведения простейших операций. Дает возможность поиска по темам по словам. После его внедрения значительно сократилось количество ошибок. Даже новичок с помощью "Справки" легко выполнит незнакомую операцию. Тот же принцип СППР, о котором говорил Валерий Задавысвичка.
Из аудитории было задано много вопросов. В основном, о том, есть ли система штрафов за невыполнение назначенных курсов обучения (нет, но могут быть напоминания. О том, с какими сложностями сталкивались при внедрении онлайн-обучения (так как это было давно, то в основном вспомнили проблему отсутствия отдельных ПК). О том какой прирост в продажах можно ожидать в результате обучении (хороший вопрос про эффективность, но так как чаще идет сравнение очного и дист формата в плане затрат, Евгений также подчеркнул сложность измерения результов только благодаря заслугам обучения). Были вопросы о лояльности сроков обучения,  тестирования, не снижает ли это эффективность обучения? (проводили анализ результатов обучения сотрудников и результатов последующей работы, прямой связи не обнаружили). Евгений также подчеркнул, что LMS это в первую очередь инструмент для руководителей с целью обучения их сотрудников. Был вопрос о чат-ботах (пока попытки использовать чат-боты были неуспешны, их приостановили).

Кстати, как-то про эффективность обучения, измерения результатов было очень мало и в докладах, и в вопросах. Эта тема, возможно, возникнет на одной из следующих конференций. А для кого это актуально уже сейчас, то рекомендую доклад Игоря Беха "Как оценить эффективность e-learning". На данный момент это один из лучших и наиболее "удобоваримых" украинских докладов на такую сложную тему.

Мирослав Боцула, Collaborator
ТЕМА: КОРПОРАТИВНЫЙ E-LEARNING ПО ТЕХНИКЕ ПУСТОГО ИНБОКСА
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ >>>

С Мирославом мы познакомились около года назад. Именно он помог Corporate E-Learning Club в создании единой площадки, где теперь мы проводим вебинары  и размещаем материалы для обучения e-learning специалистов: http://elclub.com.ua/ (на данный момент обучение бесплатно). Недавно Мирослав порадовал нас оригинальной темой long read, а на конференции удивил техникой пустого инбокса. Мне очень нравится подход поиска чего-то нового в e-learning.

ТЕЗИСЫ:
  • Мы обучаем взрослых людей, основная задача которых - работать, поэтому обучение у них на втором плане
  • Можно выделить три категории сотрудников: новички, карьеристы, бывалые (категория, в которую переходят новички и карьеристы)
  • Как бывалый реагирует на обучение? "Ну ну" или "сопротивление".
  • Как мотивировать "бывалого" на обучение? - Сделать обучение частью работы.
Для того, чтобы сделать обучение частью работы, необходимо:
1) Чтобы обучение стало решением конкретной рабочей задачи
2) Чтобы обучение принозило пользу
3) Сделать процесс простым
4) Убрать потерю времени из за лишней информации
5) Помочь сотрудникам организоваться в обучении
6) Ненавязчиво дисциплинировать, незаметно приучить к обучению
7) Влиять на получаемые сотрудниками блага для мотивации к обучению

Какими инструментами это сделать? - Календарь - долгосрочная перспектива,
- Расписание - перспектива на неделю
- Стек заданий - инбоксы, в которых то, что я могу сделать прямо сейчас. Задача - держать инбокс пустым. Отработал задачу - ушла из бокса.

Идея пустого инбокса - это метод упорядочивания своих дел из книги Дэвида Аллена "Как привести дела в порядок" (Getting Things Done GTD).

Чтобы GTD  заработало, нужно пояснить бывалому сотруднику моментов:
- чем его работа важна для компании
- чего сотрудник может добиться через несколько лет
- за что сотрудник отвечает в компении и что ему нужно сделать в будущем

Инбоксы должны быть удобоваримыми. Это микрокурсы, короткие видеоролики,  книги, опросы, статья, тест, презентация, документ. Задача должна выполняться быстро: до 1 часа в неделю.

Рекомендации о том, как сократить информацию, ищите в книге "Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст (книга Главреда)" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Мирослав также советует поискать статьи этих авторов просто в сети Интернет.

Мирослав уже провел анализ такой методики и говорит, что со временем люди включается в такой формат обучения и хорошо его воспринимают, хотя по началу и могут выполнять задачи нерегулярно. Но, в итоге, переполненные боксы начинают раздражать и человек подсознательно стремится освободить. В мотивации к этому действию поможет еженедельный обзор: получено задач, выполнено, провалено, набрано баллов, какое количество задач на след неделю. Это можно хорошо визуализировать (например, количество заданий отображает на плаву ваш корабль или, увы, тонет). Добавить регулярность: представьте, что это одна серия сериала каждый вторник.

Из аудитории задавали вопросы о том, как и где найти то, что уже пройдено (есть специальный ресурс), об интеграции LMS, о новых трендах. Что касается трендов, то Мирослав делает ставки на мобильное обучение.



Что касается организации самого мероприятия, то я в этом плане не сильно акцентируюсь на деталях, чтобы выделить какие-то нюансы вроде меню кофе-брейков или расцветки и качества раздаточных материалов.  В целом,  это мероприятие было насыщенным, даже во время кофе - брейков зал гудел как улей, так как были организованы группы для нетворкинга. Была возможность перекусить и выпить чая/кофе. Лично меня порадовало, что к чаю был лимон ) Разыгрывались подарки и поощрения. Организаторы быстро реагировали на отзывы: тепло/холодно в зале,  хорошо ли видно/слышно выступления/ вопросы и в зале, и для тех, кто смотрел онлайн. Немного почувствовалось, что нужны перерывы между выступлениями, хотя бы на передвижения для желающих, так как было два потока/зала. Некоторые выступления можно было перенести в формат выставок/мастер классов по продуктам на время проведения кофе-брейков. Это как пожелания.  Я как-то не люблю критиковать людей с хорошими инициативами, которые они реализуют впервые, и при этом очень стараются и даже искренне поясняют,  что могут волноваться и ошибаться, так как это новый опыт. Поэтому, уважаемые организаторы, компания eTutorium, вы молодцы и проделали большую работу для сферы украинского онлайн-обучения. 

Была отличная эльфо-атмосфера,  которая вносила свою нотку легкости в серьезную тусовку дяденек и тетенек, которые приехали учиться тому, как учить других онлайн. Заряд обучения был таким мощным, что у  меня даже книжки притягивались друг к другу :) Одну книгу передали московские коллеги из e-learning PRO, а две другие подарил украинский наш коллега Владимир Кухаренко. И всем спасибо, буду читать.



Лучшие моменты конференции:
- когда один из спикеров заволновался и признался в этом, зал дружно поддержал его апплодисментами,
- когда во время нетворкингов стоял шум разговоров и люди постоянно перемещались от одной группы к другой,
- когда не хотелось расходиться, а хотелось болтать и болтать с коллегами,
- когда видела реальные классные кейсы украинских проектов,
- когда смотрела на глаза коллег, горящие илернингом и надеждой на него.

См.также отзывы других участников #elforum

Дочитали? Скажите себе "я - молодец"!
Потому, что только что вы получили онлайн-апгрейд своих знаний)


Всем спасибо! Было здорово и плодотворно. Не теряйтесь, пожалуйста. Приглашаю в нашу онлайн-тусовку до момента следующей живой встречи. Мы точно будем знать о самых интересных мероприятиях в e-learning. Задавайте вопросы, вступайте в дискуссии, разрушайте шаблоны и генерируйте новые идеи :)

Corporate E-Learning Club тут:
Я еще и тут: http://www.elearningpro.ru/

Полезные ссылки: