Автоматизация процесса оценки персонала
Достичь целей можно лишь при помощи плана,
в который мы должны пламенно верить и согласно которому активно действовать.
Другого пути к успеху нет.
Стивен А. Бреннен
Понимая, что персонал — это ключевой
ресурс любой компании, перед службами персонала стоит задача выявить зоны
развития сотрудников, раскрыть их потенциал и направить полученные знания на
достижение целей компании. В этом многозадачном комплексе работ важную роль
нужно отвести внедрению комплексной системы оценки персонала.
На сегодняшний день многие компании
Украины используют разнообразные методы проведения оценки персонала: Assessment
center, метод «360 градусов», Performance Appraisal, МВО, личностные и
профессиональные тесты и т.п.
Пиреус Банк начал процесс внедрения
ежегодной оценки персонала в 2009 году. Для нас было важно установить единые
критерии оценки эффективности в компании, соотнести личную эффективность
сотрудника с целями организации, обеспечить постоянный процесс коммуникации
руководства с подчиненными, признать личный вклад каждого сотрудника в развитие
банка.
Для реализации этих задач был выбран метод
оценки персонала Performance Appraisal. Данный метод оценки был принят на
международном уровне и сейчас глобально используется во всех странах
присутствия Группы Пиреус Банк.
Ежегодная оценка персонала необходима и
важна как для руководителей и сотрудников, так и для банка в целом:
- Банк получает сводный анализ профессиональной компетентности всех сотрудников, информацию о проведении необходимых мероприятий для повышения профессионализма команды.
- Руководитель получает возможность оценить потенциал каждого сотрудника, его сильные стороны и зоны развития, получает возможность понять способы дальнейшей мотивации сотрудника, что сотруднику интересно, чем он может быть полезен в работе команды, что необходимо сотруднику для выполнения бизнес задачи на более высоком уровне.
- Сотрудник получает конструктивную обратную связь о выполнении своих обязанностей, зон своего развития, и повышения своего уровня профессионализма и получает возможность обсудить с руководителем свои цели и планы на будущий год, возможность карьерного роста.
подготовительный этап, этап проведения
самой оценки и этап контроля выполнения.
Что мы оцениваем? Подлежат оценке
результаты сотрудника (ЧТО?), его компетенции и навыки (КАК?). Обязательным в
процессе оценки является постановка бизнес–целей на текущий год и пути их
реализации, а также составление индивидуального плана развития сотрудника.
В 2013 году Пиреус Банк завершил процесс
автоматизации ежегодной оценки персонала. Автоматизация процесса заключалась во
внедрении HRM системы (3 Модуля: Обучение; Оценка; Внутренний электронный документооборот), которая позволила банку получить следующие выгоды:
избавиться от бумажных носителей; усилить контроль выполнения процесса;
уменьшить количество ошибок; доступность результатов оценки и проведение
качественной аналитики.
Следует отметить, что процесс
автоматизированной оценки персонала начинается тогда, когда детальная концепция
оценки проекта ясна и выполнена необходимая административная часть.
Далее будет приведена информация,
которая описывает процедурную сторону этого проекта. Многие детали умышленно
были упущены. В этой статье мы ставили задачу кратко изложить самые важные и
основные моменты.
Итак, для начала следует выделить
глобальные этапы процесса оценки персонала уже с ракурса HRM системы и в дальнейшем их рассмотреть.
К этим
этапам можно отнести:
- Подготовку;
- Проведение оценки;
- Анализ результатов;
- Подготовка.
Подготовка, как и в любом процессе, имеет
большое значение, потому что позволяет избежать возникновения в будущем многих
проблем. И самое главное - дает возможность обеспечить правильное отношение
сотрудников к оценке. Сначала необходимо определить целевую аудиторию – тех,
кто будет принимать участие в данном процессе в качестве подчиненного,
руководителя и руководителя высшего звена. В нашей компании модуль оценки
персонала синхронизирован с кадровой системой, что позволило нам не вносить
необходимые взаимосвязи вручную. При этом мы выборочно делали дополнительные
проверки связей вышестоящий руководитель <–> руководитель <–> подчиненный, т.к. в отдельных
случаях были не совпадения фактического и административного подчинения.
Следующим шагом была подготовка и
проведение обучения для сотрудников. Для новых сотрудников компании, которые
раннее не принимали участие в оценке своих подчиненных, мы провели аудиторное
обучение, для всех остальных – разработали электронный курс обучения. Благодаря
качественной внутренней коммуникации и проведенным обучающим мероприятиям по
процессу оценки персонала, мы повысили значимость и уровень качества участия
сотрудников в ежегодной оценке. Сотрудники понимают для чего это им нужно и
более грамотно выполняют необходимые задачи в рамках данного процесса
(например, формулируют корректные цели, правильно интерпретируют шкалу оценки и
т.д.) И, конечно же, мы позаботились о необходимых инструкциях для сотрудников,
большинство из которых мы разместили в HRM системе (далее Система). Это нам
позволило в дальнейшем существенно сократить время на поддержку всех участников
процесса.
Проведение оценки
Сердцем и основой оценки персонала
является личная встреча подчиненного и руководителя, где обсуждаются уже
достигнутые цели, а также планы на будущее. Все остальные шаги являются
инструментами помощи для проведения этой встречи и дальнейшего анализа
результатов в рамках отдела, управления, департамента и банка в целом.Теперь давайте рассмотрим все ступени
проведения оценки по порядку:
- Сотрудник готовится к оценочной беседе.
- Руководитель готовится к оценочной беседе.
- Проведение встречи, а также обсуждение оценок, целей и планов на будущий год.
- Сотрудник указывает свои оценки и загружает файл с прописанными целями и планом индивидуального развития.
- Руководитель проверяет корректность загруженных документов и финально выставляет свои оценки.
- Вышестоящий руководитель согласовывает оценки.
- Сотрудник завершает процесс оценки.
Далее на рисунке 2 отображены все этапы процесса оценки.
Анализ результатов
Итак, ежегодная оценка проведена, и все
результаты сохранены в Системе. Как их можно теперь использовать?
Ниже несколько вариантов:
1. Глобально по компании (либо по департаменту,
управлению, отделу) можно оценить, как сотрудники оценивают положение дел в
компании. Если оценки высокие, а показатели работы компании низкие (например,
не выполняется план продаж), то это говорит о не понимании сотрудниками задач и
приоритетов либо сотрудники не видят существующих проблем.
2. При следующем процессе оценки
подчиненный и его руководитель могут просмотреть предыдущие оцененные
показатели, а также определить, какие цели и планы были достигнуты. Таким
образом, отслеживается уровень роста сотрудника.
3. Можно определить, насколько велика
разница между оценками подчиненного и руководителя. Если разница существенная,
то это может говорить об отсутствии необходимого уровня коммуникации внутри
отдела, управления и т.п. Также это может быть следствием низкого уровня
управленческой компетенции руководителя: постановка целей нечеткая, низкий
контроль выполнения, несвоевременная обратная связь.
4. Анализируя результаты можно выделить
наиболее эффективных сотрудников, которых необходимо развивать и мотивировать.
Также с помощью ежегодной оценки можно сделать SWOT-анализ сотрудника/ов и
понять перспективы и возможные угрозы.
На этом процесс оценки персонала окончен,
вернее ее один цикл. Это должен быть не разовый формальный проект, а системный
подход, который дает данные для управления персоналом компании.
Резюмируя вышеизложенное, хочется
отметить, что для качественного внедрения необходимо:
- Определить выгоды и преимущества для компании, руководителя и подчиненного.
- Логично разбить оценку на этапы и составляющие.
- Провести верную коммуникацию и внутренний PR ежегодной оценки персонала.
- Определить для чего, и каким образом будут использоваться данные полученные по окончанию проведения оценки.
- Проводить обязательное обучение процессу оценки персонала руководящий состав и проводить ежегодный Refreshment знаний.
Мы рассмотрели процесс оценки персонала с
использованием HRM системы. Автоматизация процесса ежегодной оценки персонала
позволила нам:
- Увидеть разницу между видением и результатами работы сотрудников.
- Систематизировать и упростить процесс оценки как для Департамента персонала, так и для персонала банка в целом.
- Вести электронную фиксацию результатов оценки, отслеживать динамику изменений во времени.
- Получить доступ к результатам 24/7.
- Сформировать полную карту развития сотрудника
Авторы: Оксана Брюховецкая, Руководитель Учебного центра Пиреус Банка и Валерий Задавысвичка, Менеджер по дистанционному обучению Пиреус Банка
«Благодаря качественной внутренней коммуникации и проведенным обучающим мероприятиям по процессу оценки персонала, мы повысили значимость и уровень качества участия сотрудников в ежегодной оценке.» - очень интересно как получилось обобщить в рамках курса значимость для разных подразделений? Есть ли возможность описать более детально на что ставились акценты в курсе для повышения лояльности к оценке?
ОтветитьУдалить«Руководитель просматривает самооценки своих подчиненных в Системе, анализирует результаты и ставит свою собственную оценку, распечатывает анкеты.» Вы же оказались от бумажных носителей Почему руководитель не может смотреть в систему с ноута или планшета при встрече?
«Сотрудник указывает свои оценки и загружает файл с прописанными целями и планом индивидуального развития.» - звучит как будто он загружает какой-то файл Excel. Имеется в виду он заполняет форму в системе и сохраняет ее?
Анализ результатов 1-4 – это уже готовые отчеты, или что имеется в виду под анализом? Или, к примеру 2, выгружаешь данные, по предыдущей оценке, и по последней в файлы и сидишь сравниваешь цифры в этих двух файлах?
а что за система используется для автоматизации оценки?
Добрый день!
ОтветитьУдалитьОтвечу на Ваши вопросы кратко. Если хотите деталей приходите на встречу, пообщаемся)
как получилось обобщить в рамках курса значимость для разных подразделений?
На что ставились акценты в курсе?
У оценки есть цели и есть выгоды для всех сторон: Компания; Руководитель; Подчиненный. На определенных уровнях они будут одинаковы для всех подразделений. Акценты это ответы на вопросы: Что это? Зачем? Почему важно? Как? Что в итоге? Значимость для каждого подразделения – это определение его текущего положения и какое будет дальнейшее движение, конечно в рамках глобальной цели и стратегии компании. И конкретная значимость для каждого подразделения появляется уже после проведения оценки.
Почему руководитель не может смотреть в систему с ноута или планшета при встрече?
Это больше связано с политикой информационной безопасности и наличие подключенных к сети планшетов и ноутбуков. При этом техническая возможность есть. Но по моему мнению во время проведения оценочной беседы лучше печатный вариант - можно рисовать, черкать и т.д. - полная свобода для творчества)))
Имеется в виду он заполняет форму в системе и сохраняет ее?
Здесь в десятку) Действительно по началу это была специальная форма в Excel формате, которая загружалась в систему. Сейчас это уже отдельная форма в системе, загружать уже ничего не надо.
что имеется в виду под анализом?
Есть готовые отчеты в системе. Есть возможность выгрузить все данные в Эксель.
По пункту два: поставленные ранее цели, план развития автоматически подтягиваются из прошлого в новый период оценки и есть возможность их оценить. Можно сравнивать цифры в двух файлах, можно в одном, можно это делать в системе. Есть цели анализа и уже исходя из них работаешь.
Система от Техноматики