Не учите меня жить! Или геймификация для Взрослых (18+)

Автор: Ольга Иваненко

Не судите строго – ибо не профессиональный блоггер пишет. Скорее практик)) 




Так много нынче речей о геймификации, и скажу вам честно – я тоже ее пропагандирую. Этакая почти Геймо-Секта получаетсяJ Но как и в любом деле – бывает здравый смысл, а бывает одержимость. И при недостатке опыта/практики/понимания (нужное подчеркнуть) появляется скоуп неэффективных курсов. Попробую раскрыть свое мнение на одну из причин таких «творений».
С чем у большинства (если он конечно не геймер с 80-м левелом Эльфа) ассоциируется слово – Гейм? Дети, баловство, яркость и веселье. Собственно такими играми часто и вдохновляются в процессе креатива. Но можно целиком и полностью использовать детский подход при обучении взрослых? По своему опыту скажу – нет. Есть очень большая разница в восприятии информации. Дети спокойно относятся к позиции: ты учитель, ты учишь, ты умный. При этом такой подход ко «взрослому» обучению будет большинством воспринят в штыки. Мы растем, набираемся своего особенного и абсолютно индивидуального опыта. А тут представьте, появляется Фея/Помощник Вася/другие вариации и говорит, что вы ничего не знаете, ничего не понимаете, и вот смотри как надо. И тут уже появляется отрицание (и остальные 4 стадии принятия горе-курса:). Это тоже самое, что обучая ребенка вы демонстрируете: это красный, это синий, это зеленый. У Взрослого, уже с его неким жизненным опытом, красный может быть коралловым, вишневым и марсала, а синий – индиго, ультрамарин и т.д. Несомненно мой пример весьма упрощен, а вот аналогия близка.
При разработке курса для взрослой аудитории, особенно если используете обучение не для хард-материала, важно учитывать, что Взрослый имеет право на свой опыт. Так дайте ему это право настолько насколько это возможно. Дайте, в конце концов, ему возможность решать. И пускай вы как Сценарист уже заранее продумали все возможные шаги и решения Юзера, но такой подход обеспечит большое расположение к вашему курсу. Пускай Юзер выбирает сценарий/контент/цвет – все равно что. Важно, чтобы не возникло ощущение школы со строгой Марьей Ивановной и двоечника – чувствовать себе школьником-лузером в сорок лет как-то уже не комильфо.

Чтобы подкрепить свои «размышления на тему» чем-то серьезным, вот что об этом говорит андрагогика (теория обучения взрослых).

Основными особенностями обучения взрослых есть следующие:
- осознанность;
- самостоятельность;
- осмысленность: решение конкретного запроса;
- опыт, свой жизненный опыт;
- социум и т.д.



Конечно такие курсы немного (кому я вру) намного усложняют процесс разработки: несколько сценариев или вариаций, разработка сценария в стиле фасилитации: «а давай подумаем?», «какой вариант, по вашему мнению, подходит?», «исходя из вашего опыта, что можете...» и т.д., смягчение формулировок и обратной связи, максимальное приближение к возможному опыту ЦА в сфере и т.д. Больше времени, больше усилий – да, растущая лояльность, лучшее восприятии информации – ДА, ДА, ДА!

Подводя итоги моей короткой заметки, хочу призвать вас конечно использовать геймификацию, но при ее разработке все время помнить ДЛЯ КОГО вы ее создаете!


Также по теме геймификации читайте:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что мотивирует сотрудников к обучению?

Про курсы, на которые нет времени, или когда дело не в мотивации, а в стратегии

Симуляция ПО в Adobe Captivate